Эксоцман
на главную поиск contacts

Ценообразование на рынках факторов производства (Микроэкономика. Электронный учебник, Глава V)

Опубликовано на портале: 04-03-2004
2002
В главе V электронного учебника "Микроэкономика" расcматривается понятие "факторы производства", их влияние на различные аспекты деятельности предприятия, а также роль цен на факторы производства в национальной экономике.

Проведенный в предыдущих главах анализ рыночного ценообразования выявил роль в этом процессе предпочтений и благосостояния потребителей, с одной стороны, и условий производства благ – с другой.

Но существует еще одна группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Какова будет цена на конкретном рынке при заданных отраслевых функциях спроса и предложения, нельзя определить, если неизвестна структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Рыночная цена на факторы производства, как и на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Однако ценообразование на факторы имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса. Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время, как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков благ.

Так, спрос на факторы оказывается производным от спроса на блага. Первичные факторы производства применяются при изготовлении всех благ. Поэтому сложение индивидуальных функций спроса на фактор формирует либо отраслевую, либо народнохозяйственную функцию спроса на него. Аналогично, кроме отраслевой функции предложения факторов образуется народнохозяйственная функция их предложения. В результате наряду с отраслевой складывается народнохозяйственная цена факторов. Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого фактор имеет две цены – прокатную и капитальную. Первая представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки зарплаты или аренды оборудования), вторая выражает нынешнюю ценность услуг фактора за весь срок его службы. Формирование каждой из них имеет свою специфику. Роль цен факторов производства в национальной экономике отлична от роли цен потребительских благ. Если в процессе ценообразования на блага решается проблема – что производить? – поскольку вслед за изменением цен на блага осуществляется межотраслевой перелив капиталов, то цены на факторы определяют, во-первых, как (по какой технологии) производить и, во-вторых, для кого производить. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен на первичные факторы производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет своё название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.

содержание главы 5:

5.1. Предложение факторов производства

5.2. Спрос на факторы производства

5.3. Равновесие на рынке факторов производства

5.4. Функциональное распределение результатов производства

5.5. Капитальная цена факторов производства

5.6. Краткие выводы


Ключевые слова

См. также:
Константин Павлович Глущенко
Регион: экономика и социология. 2005.  № 2. С. 75-93. 
[Статья]
Эмилия Григорьевна Синявская, Наталья Васильевна Голубева
[Учебная программа]
А. Лавров, Сергей Маратович Гуриев, И. Сейфульмулюков, С. Подковальников, Никита Иванович Суслов, Анатолий Николаевич Токарев, Сергей Александрович Афонцев, Н. Кононкова
[Книга]
John Lingard
[Учебная программа]
Петр Ильич Гребенников, Леонид Степанович Тарасевич, Александр Иванович Леусский, Gunter Gabisch
[Книга]
А.В. Федорова
Экономические науки. 2010.  Т. 68. № 7. С. 151-155. 
[Статья]