Эксоцман
на главную поиск contacts

Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации (Peter M.Senge. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization) Double Day, 1994

Опубликовано на портале: 30-07-2004
Москва: Олимп-Бизнес, 1999
Тематический раздел:
Книга посвящена вопросам создания и функционирования "обучающейся компании". Основываясь на собственных исследованиях, автор раскрывает на примере многих компаний характерные особенности системного мышления и развития профессиональных качеств менеджера, анализирует провалы в бизнесе, которые можно было бы избежать, входя в XXI век и применяя "пятую дисциплину" - системное мышление, иначе говоря, умение "видеть за деревьями лес". По мнению автора, большинство "неразрешимых" проблем современного менеджера вызвано тем, что он занимается "лечением симптомов", а не базовой причины. Симптомы устраняются быстро, но не надолго, а фундаментальное решение является единственным способом устойчивого решения проблемы. В книге приведено много примеров "системного" и "несистемного" мышления.

От автора:
  • Тем, кто по собственной инициативе впервые берется за эту книгу, я настоятельно советую следовать при чтении собственным навыкам и привычкам. Лично я редко читают книги от корки до корки и никогда не надеялся, что кто-либо прочтет Пятую дисциплину целиком,  в силу многообразия приводимого в ней материала. Технологическим достоинством книги является то, что можно начинать с любой страницы. Эта книга организована не линейно, а тематически. Начинайте с любой дисциплины, которая вам кажется более интересной.

  • Если, проснувшись как-то утром, вы обнаружили, что в вашу компанию проникла зараза обучающейся организации, не стоит впадать в отчаяние. Здесь вам может оказаться полезной Пятая дисциплина.

  • Трудно с уверенностью предсказывать будущее. Цикл моды развивается по собственным законам. Независимо от того, где мы сегодня  на подъеме, пике или уже на спаде,  мода пройдет. Через пару лет шумиха по поводу обучающихся организаций в основном схлынет. Возникнет очередная новая идея, которая в наше непредсказуемое время привлечет внимание организаций, ищущих ответа на свои проблемы.

  • Главный вопрос - а что останется, когда мода пройдет? Ответ зависит от того, чего мы сумеем добиться здесь и сейчас.

Предисловие.

  • Нарастающая волна интереса и открытости.
  • Сообщество исследователей и экспериментаторов.
  • Рекомендации читателям.

    Часть I. Как мы создаем окружающую действительность, и как мы можем изменить ее.

    Глава 1. Дайте мне точку опоры - и я переверну весь мир.

  • Умения обучающейся организации.
  • Пятая дисциплина.
  • Метанойя - изменение сознания.
  • Внедрение идей в практику.

    Глава 2. Ваша организация не способна обучаться?

  • Моя профессия и есть я.
  • Враг - вовне.
  • Иллюзия ответственности.
  • Завороженность событиями.
  • "Вареная лягушка".
  • Иллюзия того, что мы учимся на опыте.
  • Миф о команде менеджеров.
  • Неспособности и дисциплины.

    Глава 3. Узники системы или узники собственного мышления?

  • "Пивная игра".
  • Структура влияет на поведение.
  • Как улучшить результаты "пивной игры".
  • Неспособность обучаться и наш способ мышления.

    Часть II. Пятая дисциплина: основа обучающейся организации.

    Глава 4. Законы пятой дисциплины.

  • Сегодняшние проблемы есть порождение вчерашних "решений".
  • Сила действия равна силе противодействия.
  • Поведение сначала улучшается и только потом делается хуже.
  • Легкий выход обычно приводит нас назад.
  • Бывает, что лекарство горше болезни.
  • Быстрее - значит медленнее.
  • Причины и следствия разъединены во времени и в пространстве.
  • Результаты малых изменений могут быть очень значительными, но трудно найти подходящий объект для воздействия.
  • Можно и иметь пирог, и есть его, но не одновременно.
  • Разделив слона пополам, вы не получите двух маленьких слоников.
  • Винить некого.

    Глава 5. Изменение сознания.

  • Увидеть мир заново.
  • Причинные циклы.
  • Блоки системного мышления: усиливающая и уравновешивающая обратная связь и задержки.

    Глава 6. Выявление шаблонов, управляющих событиями.

  • Архетип 1: Пределы роста.
  • Архетип 2: Подменить проблему.

    Глава 7. Принцип рычага.

  • Когда мы создаем собственные "рыночные ограничения".
  • Выбор между ограничением и поддержанием роста.

    Глава 8. Искусство видеть и деревья и лес.

  • Первопроходцем быть опасно.
  • Что случилось с компанией PEOPLE EXPRESS.

    Часть III. Ключевые дисциплины: построение обучающейся организации.

    Глава 9. Совершенствование личности.

  • Дух обучающейся организации.
  • "Почему мы хотим этого".
  • Сопротивление.
  • Дисциплина личного совершенствования.
  • "Структурный конфликт": сила вашего бессилия.
  • Использование подсознательного, или не надо все так подробно обдумывать.
  • Совершенствование личности и пятая дисциплина.

    Глава 10. Интеллектуальные модели.

  • Почему лучшие идеи терпят поражение.
  • Инкубатор нового мировоззрения.
  • Преодоление "основных пороков иерархической организации".
  • Дисциплина интеллектуальных моделей.
  • Интеллектуальные модели и пятая дисциплина.

    Глава 11. Общая мечта.

  • Единая цель.
  • Почему так важна единая цель.
  • Созидание общего видения.
  • Общая цель и пятая дисциплина.

    Глава 12. Групповое обучение.

  • Потенциал коллективного разума.
  • Дисциплина группового обучения.
  • Учиться искусству "тренировок".
  • Групповое обучение как пятая дисциплина.

    Часть IV. Прототипы.

    Глава 13. Открытость.

  • Как преодолеть политизированность традиционных организаций?
  • Общее видение: создание среды, в которой эгоистические интересы не первостепенны.
  • Организационная открытость и открытость сознания.
  • Открытость и сложность.
  • Дух открытости.
  • Свобода.

    Глава 14. Локализация полномочий.

  • Как научиться управлять, не управляя.
  • Иллюзия "контроля".
  • Что значит "управлять, не управляя".
  • Новая роль центрального руководства.
  • Прощение.

    Глава 15. Время менеджера.

  • Как выкроить время для обучения.

    Глава 16. Конец войне между семьей и рабтой.

  • Как практиковать личное совершенствование и обучение на работе и дома.

    Глава 17. Микромиры: технология обучающейся организации.

  • Как вернуть себе детскую способность учиться.
  • Управление качеством в сфере услуг.
  • Микромиры и организационное обучение.

    Глава 18. Новая работа лидеров.

  • Что нужно, чтобы возглавлять обучающуюся организацию.
  • Лидер как конструктор организации.
  • Лидер как служитель.
  • Лидер как учитель.
  • Творческое напряжение.
  • Как помочь возникновению таких лидеров?
  • Время выбмрать.

    Часть V. Заключительная часть.

    Глава 19. Шестая дисциплина?

    Глава 20. Новая версия.

    Глава 21. Неделимое целое.

    Приложение 1. Обучающие дисциплины. Приложение 2. Системные архетипы.

  • Ключевые слова

    См. также:
    С.В. Пименов, С.А. Панова, М.А. Осипов
    Экономические науки. 2010.  Т. 63. № 2. С. 152-158. 
    [Статья]
    Андрей Бондович Бакурадзе
    Директор школы. 2001.  № 1. С. 27-32. 
    [Статья]
    Михаил Николаевич Барышников
    TERRA ECONOMICUS. 2014.  Т. 12. № 3. С. 102-117. 
    [Статья]
    Евгений Борисович Моргунов
    Управление персоналом. 2001.  № 4.
    [Статья]
    Ю.В. Пахомов
    Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 133-142. 
    [Статья]