Эксоцман
на главную поиск contacts

Институты: сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъективности

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Москва: Российская академия социальных наук, 1996, 976 с.
В книге исследуется феномен социальных институтов-образований (абстрактных лиц), которые, в отличие от институтов-установлений, опосредствующих отношения между людьми как социальными субъектами, сами выступают в качестве субъектов общественных отношений и действий, замещая в этой роли человека, низводя его до положения посредника в системе обезличенных социальных связей. Это явление рассматривается автором на широком историческом материале в различных аспектах - философско-социологическом, политико-правовом, социально-экономическом. Книга адресована философам, социологам и экономистам.

Предисловие

Введение
1. Институты и институции. Социальные установления и социальные образования
2. Институты, всеобщность и разумность (Гегель)
3. Институт как идея предприятия (Морис Ориу и институционализм в науке государственного права)
4. Институт как юридический порядок (институционализм в Италии)
5. Институт как распространенный образ мысли (Торстейн Веблен)
6. Институционализм в экономической науке
7. Проблема институтов и институционализации в социологии
8. Институты и действия (Макс Вебер)
9. Институциональные комплексы и системы (Толкотт Пар-сонс, Роберт Мертон, Эдвард Шилз, Сеймур Мартин Липсет)
10. Спор о редукционизме (Джордж Хоманс)
11. Институты и ценности (Питер Блау)
12. Люди и институты (Карл Поппер)


Часть первая
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Глава I. Феномен института
1. Уровни социальной реальности
2. Типы социальных единиц (субъектов)
3. Коллективные образования
4. «Институты-объединения»
5. «Институты-организации»
6. Сверхколлективные образования, или собственно институты
Историко-философское отступление I. О природе социальных целостностей
1. «Единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, оставаясь вне их» (индийская философия)
2. «Почитание единства» (Мо-цзы)
3. «Взойдя на престол, не забывать об алтарях духов земли и проса, — таков Путь правителя» (Шан Ян)
4. «Мудрый правитель — тело, чиновники — его руки» (Шэнь Бухай, «Гуань-цзы»)
5. «Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей» (Мэн-цзы, Сюнь-цзы)
6. «Вселенная, которую видишь, обнимающая весь божественный и человеческий мир, образует единство: мы — члены единого тела» "(стоики)
7. «Множество людей становится одним лицом, когда оно представлено одним человеком» (Томас Гоббс)
8. «Совокупное же тело верховной власти называется государством» (Бенедикт Спиноза)
9. «Когда какое-либо число людей создало с согласия каждого отдельного лица сообщество, то они тем самым сделали это сообщество единым организмом» (Джон Локк)
10. «Акт ассоциации создает условное коллективное Целое» (Жан Жак Руссо)
11. «Состояние единства, или общества, является следствием Целого» (Леже Мари Дешан)
12. «Все три власти в государстве... координированы между собой наподобие моральных лиц» (Иммануил Кант)
Глава II. «Тела» и «лица»
1. Два аналитических принципа
2. Органицизм. Социальные образования как «органы» и «ткани»
3. Механицизм. Социальные образования как «агрегаты»
4. Органические и механические аналогии
5. Экоморфизм
6. «Собирательная личность», или коллективное «я»
Глава III. Абстрактные лица
1. Институты как лица
2. Статус совокупности в римском праве
3. Средневековая теория фикции
4. Концепции государства как юридического лица
5. Коллективный или сверхколлективный субъект права?
6. Юридические лица и абстрактные лица
7. Институт-корпорация и институт-учреждение
Глава IV. Образ института
1. Объективация
2. Одушевление
3. Обожествление
4. Механизм фетишизации
5. Архетип безличной силы
6. Мифология и ритуал
7. Культ жертвенности


Часть вторая
БЕЗЛИЧНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ
Глава V. Институцианальность — превращенная социальность
1. Обособление абстракции
2. Дело как «тело». Абстракция порабощает
3. «Под пятой репрессивного целого
4. Идея социальности
5. Коллективность «действитвгьная» и «мнимая»
6. Слова и реальность
7. «Человек частичный»
8. Социальность и «коммунальность»
9. Безличность
10. Институциальное отчуждение
11. «Хозяин и «функционер»
Историко-философское отступление II. О соборности и общинности
1. Альтернатива внешней общественности
2. «Обширная русская земля... всегда сознавала себя как одно живое тело» (Иван Киреевский)
3. «Единство истинное, внутреннее — таково единство Церкви» (Алексей Хомяков)
4. «Общинный строй... основан не на отсутствии личности, а на свободном и. сознательном ее отречении от своего полновластия» (Юрий Самарин)
5. «Народ наш образовал в себе жизнь общины» (Константин Аксаков)
6. «Дайте общине свободно развиваться, она договорится до определения отношений лица к общине» (Николай Огарев)
7. «Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным» (кн. Сергей Трубецкой)
8. «Таково наше славянское означение верховной ступени человеческого общежития: не организация, а соборность» (Вячеслав Иванов)
9. «Симфоническая личность не пространство и среда, содержащие в себе... индивидуальные личности, но — сами они в их единстве» (евразийцы и Лев Карсавин)
10. «Единство „мы" столь же первично, как и единство „я"» (Семен Франк)
11. «Соборность - коммюнотарность не может означать никакого авторитета, она всегда предполагает свободу» (Николай Бердяев)
12. Соборность и институциальность
Глава VI. Социальные отношения и социальные действия
1. Экскурс в онтологию
2. Действие и изменение
3. Социологическая интерпретация действия
4. Социальное время
Глава VII. Институт собственности, собственность института, собственность на институт
1. «Революция менеджеров», «новый класс» и «реальная собственность»
2. «Ничейная» или «бессубъектная» собственность
3. Субъекты вещных прав. Персональная и институциальная собственность
4. Еще раз о «реализме»
5. Государственная собственность
6. Отсутствие собственности и «обничнение»
7. Евразийская концепция «функциональной собственности»
8. Церковная собственность
9. Автономия предприятия как абстрактного лица 10. Хозяйственные товарищества и общества
Глава VIII. Деперсонализация власти
1. Собственность и власть
2. Государь или государство?
3. Безличная власть, безликая масса
4. Именем власти, властью имени
5. Типы господства
6. Сила и санкция
7. Признание и торг
8. Разрушение синкретизма


Часть третья
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Глава IX. Механизмы социальной динамики
1. От частных действий — к общественным процессам
2. Сущность рационального
3. Беспорядок, стихия, хаос
4. Спонтанность и планомерность
Историко-философское отступление III. О стихийности и рациональности
1. «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок» (Шан Ян, Сюнь-цзы)
2. «Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие» (принцип у вэй в китайской философии)
3. «Лик был природы един на всей широте мирозданья, — Хаосом звали его» (античная космогония и теогония)
4. «Мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая» (Гераклит)
5. «Бог позаботился обо всех видимых вещах... он привел их из беспорядка в порядок» (Платон)
6. «История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновений множества отдельных воль» (марксистская традиция)
7. «Рациональный промышленный капитализм... нуждается в рационально разработанном праве» (Макс Вебер)
8. «Расширенный порядок сложился не в результате воплощения сознательного замысла или намерения человека, а спонтанно» (либерализм)
9. «Общество, с одной стороны, созидается умышленно - планомерно, а с другой стороны складывается и вырастает „само собой"» (русская социальной философия)
Глава X. Конструирование реальности
1. Феномен выражения
2. Типология образов
3. Политическая элита: образ мыслей и мышление в образах
4. «Праобраз» и прообраз. От замысла к воплощению
Глава XI. Социализм или «институциализм»?
1. «Исправление» действительности
2. Стихия и цивилизация
3. Кризис превращенной социальности
4. «Плановая стихийность»
5. «Буржуазные уловки» социализма
6. Межинституциальные торги
7. Социальная вторичность человека как фактор отчуждения
Глава XII. Эволюция субъектности
1. Власть и владение в античном обществе
2. Феодальный принцип разделенной собственности
3. «Отвлеченное понятие» в роли экономического субъекта
4. Община и общинное землевладение
5. Социально-экономическое значение общины
6. Община и колхоз
7. Восхождение от конкретного к абстрактному
8. Восточная альтернатива
9. Власть - собственность
10. Безличная субъектность в цивилизационном контексте

Примечания
Указатель имен
Summary
Ключевые слова

См. также:
Neil Fligstein
Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 45-63. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Юрий Валерьевич Латов, Татьяна Петровна Черемисина, Александр Лазаревич Темницкий, Лариса Григорьевна Миляева, Лариса Евгеньевна Петрова, Игорь Федорович Герцог, Иван Вадимович Розмаинский, Алексей Вениаминович Алексеев
[Книга]
Иван Вадимович Розмаинский, Марина Юрьевна Малкина, Андрей Викторович Дементьев, Анна Вениаминовна Ермишина, Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Зорикто Бато-Дугарович Дондоков, Ирина Викторовна Дондокова, Сергей Георгиевич Шульгин, Наталия Александровна Кравченко
[Книга]
А.С. Бим, Геннадий Ремирович Марголит, Н.А. Шмелева, С.Л. Подоляка, Р.И. Севрюги
[Книга]
Ростислав Исаакович Капелюшников, Наталья Владимировна Демина
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 3 (77). С. 30-40. 
[Статья]