Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

Опубликовано на портале: 27-01-2005
Москва: Изд-во МЦГИ, 1998, 152 с.
Главную проблему автор книги видит в том, права женщин в СМИ нарушаются как на уровне законодательства, так и на уровне практических решений. Книга состоит их четырех разделов. Первый раздел книги посвящен определению и теоретическому анализу категорий «право», «права человека», «права человека женщин» ("Women's human rights") . Среди видов права выделяются обычное право, судебное право, законодательное право. Теоретические основания прав человека позволяют выделить естественные, основные права человека. Права человека, по мнению автора, относятся к, так называемым, коллективным правам или третьему поколению прав человека. Обращая внимание на социальный контекст, в рамках которого определена тема книги, автор анализирует особенности создания правовой системы в России переходного периода. В частности, обозначаются проблемы законодательного обеспечения прав женщин в рамках российского и международного законодательства. Автор вписывает права женщин в систему прав человека, и далее пользуется такой схемой. Второй и третий разделы книги посвящены гендерному анализу законодательства РФ о СМИ в переходный период. Осуществляя гендерный анализ СМИ, автор старается охватить широкий круг проблем: от таких общих, как преодоление сексизма в языке, до более частных проблем доступа женщин к СМИ, репрезентации образа женщин в СМИ, сексуализации СМИ, проблем эротики и порнографии, эксплуатаций женских образов и сексуализации рекламы, и пр. В конце четвертой части автор предлагает меры по расширению доступа женщин к СМИ, и устранению стереотипов. Четвертый раздел затрагивает морально-этические проблемы функционирования СМИ. Наряду с общими выводами, автор призывает работников СМИ к соблюдению прав человека, и популяризации гендерно нейтральных материалов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА-ЖЕНЩИН ("WOMEN'S HUMAN RIGHTS")
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СЛОВА И СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ
3. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА И СВОБОДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Понимание свободы слова. Свобода слова и цензура
3.2. Соотношение свободы слова и свободы СМИ. Доступ общественности к СМИ
3.3. Право на достоверную информацию. Информация и мнение (оценка)
3.4. Свобода и собственность. СМИ как бизнес
3.5. ТВ и радио. Проект закона о телевизионном вещании и радиовещании
3.6. Возможности правового регулирования Интернета и компьютерных СМИ
III. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СМИ
1. ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА
2. СВОБОДА СЛОВА И СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СМИ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ЦЕНЗУРЫ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКСИЗМА В ЯЗЫКЕ
2.1. Презентация Женщин В Российских СМИ
2.2. Образ женщин в СМИ
2.3. Доступ женщин к СМИ и представленность их как гендерной группы
3. ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМЫ В СМИ
3.1. Гендерные стереотипы в рекламе
3.2. Нарушение принципа равноправия в рекламе
3.3. Сексуализация рекламы
4. ПРОБЛЕМЫ ЭРОТИКИ И ПОРНОГРАФИИ В СМИ
4.1. Регулирование презентации сексуальных материалов в СМИ за рубежом
4.2. Опыт правового регулирования сексуальных материалов в СМИ в России
4.3. Законопроект о регулировании сексуальной продукции: два чтения в Думе
4.4. Презентация порнографии и насилия в отношении женщин в СМИ и права человека
4.5. Феминизм и порнография: за и против
4.6. Порнография как гендерная проблема
4.7. Юридическое определение порнографии
4.8. Новые пути законодательства
5. МЕРЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ДОСТУПА ЖЕНЩИН К СМИ И ПО УСТРАНЕНИЮ СТЕРЕОТИПОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ООН
IV. ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СМИ
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ (ПОСТАНОВКА ВОПРОСА)
2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМИ
3. "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СМИ
4. СВОБОДА СМИ: ДОБРОВОЛЬНОЕ САМООГРАНИЧЕНИЕ
5. НОВЫЙ КОММУНИТАРИЗМ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Ключевые слова

См. также:
Светлана Васильевна Поленина
Общественные науки и современность. 2000.  № 3. С. 172–182. 
[Статья]
Ирина Васильевна Клушина, Евгений Федорович Кринко
Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 185-189. 
[Статья]
Майкл Буравой
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 27-44. 
[Статья]