Гендерная стратегия Российской Федерации
Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливаются
необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода
в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин,
составляющих большинство (54%) населения страны.
Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на базе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они являются в силу ряда объективных причин "догоняющим полом" с недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей. На сегодня сложилась ситуация, когда: в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами; имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладают малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой в пространство "теневой" экономики; отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда; до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме; сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами; неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения; имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые
должно быть обращено серьезное внимание. репродуктивное здоровье женщин остается в опасности: аборты, несмотря на устойчивое
снижение их числа, до настоящего времени остаются одним из способов регулирования
деторождения; общество недостаточно оценивает вклад женщин в культуру и развитие страны; в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту. Стратегия гендерного равенства ни в коей мере не может пониматься как стратегия
ликвидации объективно обусловленных гендерных различий. Основной текст подготовлен при поддержке Канадского Агентства Международного развития (CIDA) и является первой публикацией. |
- I. Основные понятия и определения
- II. Общие положения
- III. Цели и задачи
- IV. Основные направления гендерной политики в средне- и долгосрочной перспективе до 2015 года
- V. Перспективы осуществления гендерной стратегии
См. также: