Эксоцман
на главную поиск contacts

Исследования систем медиа и проблемы культурной фрагментации в постсоветском обществе // Аспекты социальной теории и современного общества / Под ред. С.Е.Кухтерина и А.Ю.Согомонова. с. 27-52

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Москва: Ин-т социологии РАН, 2000, 27-52 с.
Практика эмпирических культурных исследований, социологического изучения этнических отношений и отношений между участниками институционализированных коммуникационных процессов не способствует оправданию упрощенного оптимизма, характерного для модели мультикультурализма. Вместе с тем транскультуральность как понятие в состоянии преодолеть узость понятий глобализации и партикуляризации, поскольку последние сами осуществляются в рамках транскультуральности. В социальной теории продолжаются попытки выявления процессов обмена и взаимодействия в противовес тенденциям к разделению, попытки построения рыночной модели культуры как здоровой конкуренции единичных культур (однако не выступающих в качестве отдельных культур как отдельных сущностей). Стремление к постулированию принципа порядка в многообразии сегодня не сводится к постмодернистским заявлениям – это выражается и в более конвенциональном подходе к феномену фрагментации на локальном уровне, что на деле может отражать логику глобализации в силу ее необходимого дополнения через построение местных выражений (релевантных локальных смыслов).

[Из заключения]
Практика эмпирических культурных исследований, социологического изучения этнических отношений и отношений между участниками институционализированных коммуникационных процессов не способствует оправданию упрощенного оптимизма, характерного для модели мультикультурализма. Его несостоятельность в частности демонстрирует В.Велш в работе, посвященной концепции «транскультуральности». Говоря о понятии «единичных культур», Велш рассматривает представления о существовании неких изначально единых культур как миф, развеивающийся при более тщательном изучении прошлого народов и социальных групп. Новую категорию транскультуральности он предлагает в одном ряду с категориями интеркультуральности (предполагающей неизбежность культурных конфликтов) и мультикультуральности. Последняя используется в целях критики гомогенности культур, геттоизации и культурного фундаментализма, которые как раз и могут процветать под тенью идеологий, пользующихся дискурсом мультикультурализма. Транскультуральность рассматривается Велшем с точки зрения макро- и микро-уровней, с точки зрения ее внутренних и внешних проявлений, связи с глобализацией и партикуляризацией. Он предполагает, что транскультуральность как концепт в состоянии преодолеть узость понятий глобализации и партикуляризации, поскольку последние сами осуществляются в рамках транскультуральности. В контексте транскультуральности новые идентичности оказываются отзывчивы космополитизму, не теряя привязанности к локальному (несмотря на то, что локальное во многом определяется этническим).

В социальной теории продолжаются попытки выявления процессов обмена и взаимодействия в противовес тенденциям к разделению, попытки построения рыночной модели культуры как здоровой конкуренции единичных культур (однако не выступающих в качестве отдельных культур как отдельных сущностей). Стремление к постулированию принципа порядка в многообразии сегодня не сводится к постмодернистским заявлениям – это выражается и в более конвенциональном подходе к феномену фрагментации на локальном уровне, что на деле может отражать логику глобализации в силу ее необходимого дополнения через построение местных выражений (релевантных локальных смыслов).

Чем дальше в прошлое уходит время предполагавшегося единства советской культурной системы, тем отчетливее становится ее былая внутренняя дифференцированность, наличие у нее наднациональной референтной базы и более глубинная роль ее публичного и частного начал, продолжающих развиваться и в наши дни. В целом было бы некорректно говорить о постсоветской ситуации, имея в виду прежде всего коллапс определенной политической системы как единичной сущности, и мы надеемся, что осознание недостаточности политической аналогии будет сопровождаться растущим интересом к концепциям систем медиа с позиций современных культурных исследований.
Ключевые слова

См. также:
Ольга Дмитриевна Шемякина
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 171–179. 
[Статья]
Л.А. Буровкина
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 31-33. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Светлана Владимировна Лурье
Общественные науки и современность. 2018.  № 3. С. 108–121. 
[Статья]
Александр Яковлевич Рубинштейн, Валентина Юрьевна Музычук
Общественные науки и современность. 2014.  № 6. С. 5-22. 
[Статья]
Алексей Платонович Давыдов
Общественные науки и современность. 2014.  № 6. С. 159-171. 
[Статья]