Эксоцман
на главную поиск contacts

Marcel Mauss (совместно с Paul Fauconnet), «Sociologie» (1901), in M. Mauss, Oeuvres, t. III: Cohésion sociale et division de la sociologie, Paris, Minuit, 1969, pp. 139-177.

Опубликовано на портале: 25-03-2004
1969
В этой ранней статье, относящейся к периоду становления социологии во Франции как отдельной дисциплины, М. Мосс, один из ближайших сотрудников Э. Дюркгейма, подробно характеризует объект и метод социологии, опираясь на дюркгеймовские понятия социального факта и коллективных представлений. В то же время, отказываясь от дюргеймовских «антипсихологизма» (представления о том, что социальные факты есть нечто «внешнее» по отношению к «сознанию» социальных акторов) и универсализма (представления о том, что социальные факты во всех сообществах подчиняются неким общим и универсальным законам), Мосс переопределяет дюркгеймоские категории через понятие социального института (institution) – своего рода “коллективные привычки”, определяющие для индивидов возможные формы действия и мышления. Причем они могут как выражаться в разного рода письменных и устных формулах (моральные, юридические и др. кодексы, предписания ритуала и т.д.), так и сохранять невыраженный, диффузный характер и оставаться «неосознанными» самими социальными агентами (обычаи, нравы, моды, способы оперировать с вещами, коллективные предрассудки и суеверия т.д.).

Статья впервые напечатана в: Grande Encyclopédie, vol. 30, Société anonime de la Grande Encyclopédie, Paris, 1901. В этой ранней статье, относящейся к периоду становления социологии во Франции как отдельной дисциплины, М. Мосс, один из ближайших сотрудников Э. Дюркгейма, подробно характеризует объект и метод социологии, опираясь на дюркгеймовские понятия социального факта и коллективных представлений. В то же время, отказываясь от дюргеймовских «антипсихологизма» (представления о том, что социальные факты есть нечто «внешнее» по отношению к «сознанию» социальных акторов) и универсализма (представления о том, что социальные факты во всех сообществах подчиняются неким общим и универсальным законам), Мосс переопределяет дюркгеймоские категории через понятие социального института (institution): социальные институты – это своего рода “коллективные привычки”, определяющие для индивидов возможные формы действия и мышления, причем они могут как выражаться в разного рода письменных и устных формулах (моральные, юридические и др. кодексы, предписания ритуала и т.д.), так и сохранять невыраженный, диффузный характер и оставаться «неосознанными» самими социальными агентами (обычаи, нравы, моды, способы оперировать с вещами, коллективные предрассудки и суеверия т.д.). Эти манеры действовать и мыслить – институализированы, то есть предсуществуют индивидам и являются формами, в которых те могут проявлять свою социальную компетентность. Социальные факты, понятые как такого рода институты, и являются собственным объектом социологии. Они широко варьируются от сообщества к сообществу – как в измерении синхроническом (от культуре к культуре), так и в диахроническом (от одного периода времени к другому). Такое понимание социального института во многом предвосхитило и облегчило прагматический поворот в социальных науках, который часто связывают с творчеством позднего Витгенштейна: перевод категории «следования правилу» в категорию «социального института», акцент на практическом знании, или умении, социальных акторов (знании «как» вместо знания «что»), которое является одновременно и коллективным и личностным, внимание к микроуровню повседневных взаимодействий акторов в конкретных ситуациях и в конкретных сообществах (вместо попыток выводить общие законы функционирования и развития общества) и т.д.
I. Objet de la sociologie.
II. Méthode de la sociologie.
III. Divisions de la sociologie.

Bibliographie