Эксоцман
на главную поиск contacts

Статистика финансов сектора государственного управления

Опубликовано на портале: 15-06-2004
Stuttgart: Mettzler-Poeschel, 1997
Тематический раздел:
Книга "Статистика финансов сектора государственного управления" под редакцией Утца-Петера Райха и Рудольфа Янке представляет собой четвёртый том серии "Статистические очерки". В ней находит своё логическое продолжение статистическое описание процесса трансформации секторов экономики (после статистики предприятий и статистики сельского хозяйства во втором и третьем томах). При переходе к рынку статистическая информация о государственном секторе ограничивается отчётностью лишь тех экономических агентов, которые заняты производством товаров и услуг для коллективного и общего потребления и финансируются за счёт принудительных платежей. Основная часть деятельности сектора органов государственного управления состоит в перераспределении доходов и нерыночном выпуске продукции. В этой сфере производства общие законы рынка не действуют, поэтому определяющую роль играют национальные и институциональные особенности экономических единиц. В связи с необходимостью учёта таких особенностей в статистической деятельности тематика сборника включает не только изложение методов, применяемых в статистическом анализе для характеристики структуры и динамики финансов сектора органов государственного управления, но и факторов, определяющих эту динамику. Существенная особенность сборника определяется попыткой описания конкретных правовых условий и форм работы в области статистики финансов, сложившихся в странах с различными функциями государственного сектора в экономике. Опубликованные в сборнике материалы были подготовлены авторами, участвовавшими в качестве лекторов в организованной в Берлине программе повышения квалификации в области статистики финансов.

Рецензируемая книга "Статистика финансов сектора государственного управления" под редакцией Утца-Петера Райха и Рудольфа Янке представляет собой четвёртый том серии "Статистические очерки". В ней находит своё логическое продолжение статистическое описание процесса трансформации секторов экономики (после статистики предприятий и статистики сельского хозяйства во втором и третьем томе).
При переходе к рынку статистическая информация о государственном секторе ограничивается отчётностью лишь тех экономических агентов, которые заняты производством товаров и услуг для коллективного и общего потребления и финансируются за счёт принудительных платежей. Основная часть деятельности сектора органов государственного управления состоит в перераспределении доходов и нерыночном выпуске продукции. В этой сфере производства общие законы рынка не действуют, поэтому определяющую роль играют национальные и институциональные особенности экономических единиц. В связи с необходимостью учёта таких особенностей в статистической деятельности тематика сборника включает не только изложение методов, применяемых в статистическом анализе для характеристики структуры, динамики финансов сектора органов государственного управления, а также определяющих эту динамику факторов. Существенная особенность сборника определяется попыткой описания конкретных правовых условий и форм работы в области статистики финансов, сложившихся в странах с различными функциями государственного сектора в экономике. Опубликованные в сборнике материалы были подготовлены авторами, участвовавшими в качестве лекторов в программе повышения квалификации в области статистики финансов, организованной в Берлине.

Сборник открывается докладом Дитера Феспера, сотрудника Немецкого института экономических исследований в Берлине. Выбор темы исследования связан с необходимостью установления теоретических основ статистики финансов, так как в условиях рыночной экономики существование сектора государственного управления должно быть обосновано целесообразностью решения неких социальных и политических задач. В докладе Дитера Феспера Государство и экономика в Федеративной Республике Германии рассматриваются функции предоставления финансовых средств, распределения и стабилизации, которые выполняют органы государственного управления в условиях рыночной экономики. Национальная и институциональная специфика Германии проявляется в её федерализме, поэтому бюджеты органов государственного управления (как и в Российской Федерации) существуют на трёх уровнях: муниципалитет, земля, федерация. А с учётом экономических связей с Европейским Союзом даже на четырёх. Эти уровни связаны между собой различными вертикальными и горизонтальными компенсационными потоками, целью которых является выравнивание финансовой нагрузки. Автор показывает, что в условиях рыночной экономики подготовка проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, а затем контроль исполнения бюджета это важнейший контрольный и плановый инструмент в руках исполнительной власти, так как принятый в качестве закона государственный бюджет является материальной базой деятельности исполнительных органов.

Далее Дитер Феспер переходит к рассмотрению принципов, на которых основан государственный бюджет. В налоговой политике государства при определении размера финансирования по прямым налогам (т. е. связанным с образованием дохода) принцип эквивалентности конкурирует с принципом платёжеспособности. Согласно принципу эквивалентности размер налогообложения должен определяться стоимостью государственных услуг, предоставляемых конкретному гражданину. Но при этом необходимо, чтобы круг потребителей соответствующих услуг совпадал с кругом лиц-носителей расходов. Соответствующий тип финансирования характеризует услуги рыночного характера и на практике оказывается, что не все услуги сектора ОГУ могут подлежать оплате. Кроме того, ряд благ и услуг предоставляется домашним хозяйствам по той причине, что доступ к этим благам должен быть обеспечен независимо от индивидуального уровня доходов. В таких случаях финансирование бюджета осуществляется на основе принципа платёжеспособности, что означает зависимость величины налога от способности налогоплательщика рассчитаться по долгам и на практике выражается в прогрессивном налоговом тарифе.

Косвенные налоги связаны со стадией использования дохода и не подчиняются описанным выше принципам. Налоговая справедливость играет в определении их финансирования весьма второстепенную роль, однако они составляют наибольшую часть доходов государственного бюджета, так как вызывают наименьшее сопротивление налогоплательщиков и проще всего поддаются учёту и контролю. Социальные отчисления также являются принудительными, т.е. санкционированными законом сборами. В Германии их национальной и институциональной особенностью является тот факт, что поступают они непосредственно в систему социального страхования и расходуются исключительно на нужды этой системы. Автор доклада показывает, что применение в данном случае принципа социальной солидарности приводит к выравниванию уровня жизни различных доходных групп населения, причём выравнивающий эффект перераспределения очень значителен.

Вторая часть сборника посвящена техническим вопросам статистики финансов и начинается с доклада сотрудника Федерального статистического управления Германии Ганса Рейма Задачи, круг отчётности и основы отчётности в финансовой статистике. Автор доклада показывает, что для решения своих основных задач сбора информации и отражения полного объёма деятельности сектора ОГУ финансовая статистика опирается на детальные бюджетные, кассовые и бухгалтерские системы этих органов. Бюджеты органов государственного управления рассматриваются при этом как учётные единицы. При этом основополагающее значение имеет вопрос о границах сектора ОГУ, который в Германии решается на основе расчёта квоты сектора государственного управления: в пределах границ сектора эта доля составляет более 50%. Это соответствует принципу преобладающего вида деятельности (применяемому в том числе и в России), согласно которому экономические единицы в секторе предприятий относятся к соответствующим разделам международного классификатора всех видов экономической деятельности ISIC. Ганс Рейм в своём докладе подчёркивает, что предпосылкой для адекватного статистического учёта бюджетов ОГУ на различных уровнях является применение единых классификаций доходов и расходов. Автор указывает и на основную проблему, над решением которой работает в последние годы ФСУ Германии: объединение методов бухгалтерского учёта по принципу камералистики (т. е. путём сопоставления доходов и расходов конкретного периода) с методами коммерческого бухгалтерского учёта, основанного, напротив, на сопоставлении затрат и выручки. Ганс Рейм подробно описывает также и систему обследований финансовой статистики, их чёткую согласованность с точки зрения актуальности, глубины и трудоёмкости сбора информации. В докладе дана подробная характеристика периодичности, особенностей и аналитических возможностей кассовой статистики, проектных расчётов государственного бюджета, балансовой статистики и статистики задолженности, различным образом характеризующих потоки операций между различными бюджетными уровнями, а также между бюджетами органов государственного управления и другими секторами экономики.

В третьем докладе сборника представлена характеристика одной из наиболее важных специальных областей финансовой статистики. Автор доклада Статистика налогов Йоахим Голетц, сотрудник Земельного управления обработки данных и статистики в Дюссельдорфе, представляет читателям систему обследований статистики налогов, основного источника доходов государственного бюджета, подразделяя её на три типические группы: статистика акцизов, статистика налоговых поступлений и статистика налогооблагаемых сумм. Автор подробно рассматривает особенности использования данных вторичной статистики, обращая внимание читателя на важность определения и разграничения единиц обследования и показателей, а также зависимость программы обследования от условий и метода налогообложения. Особенное значение при этом придаётся анонимизации индивидуальных данных для соблюдения налоговой тайны.

Завершает описание немецкой финансовой статистики доклад Социальный бюджет Федерального министерства труда и социального обеспечения, подготовленный сотрудником этого министерства Вольфгангом Шольцем. В этом докладе предлагается описание системы расчётов, выходящей за пределы официальной финансовой статистики, но в значительной мере опирающейся на эту статистику. Цель таких расчётов в ФРГ определение объёма финансовых выплат на социальные нужды в группировке в разрезе отдельных ведомств, а также по видам и назначению выплат. Расходы социального бюджета сопоставляются с доходами в группировке по видам и источникам финансирования. Рассматриваются вопросы периодичности расчётов социального бюджета, который используется для текущего контроля финансового положения, для среднесрочного прогнозирования социального бюджета в целом и для разработки предупреждающих систем, которые позволяют своевременно предпринимать необходимые шаги для обеспечения стабильной и долговременной платёжеспособности системы социального страхования.

Последний доклад сборника посвящён системе организации деятельности сектора органов государственного управления, принципиально отличающейся от немецкой. Сотрудник Статистического управления Великобритании Эдвард А. Доггетт знакомит нас в своём одноимённом докладе со статистикой государственного бюджета Великобритании. В едином по Конституции государстве, исторически сложившемся путём объединения Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии, практически не существует независимых местных ведомств. Социальное страхование также не выделяется из бюджетов органов государственного управления. Кроме того, теоретические подходы британской финансовой статистики существенно отличаются от немецких: если в Германии определяющую роль играют концепции и категории системы статистики государственных финансов, то в Великобритании финансовая статистика изначально исходит из потребностей системы национальных счетов и рассматривает статистическую информацию по отношению к сектору ОГУ в том виде, как это трактуется в СНС. Автор доклада поясняет институциональную структуру финансовой системы Великобритании, которая принципиально отличается от финансовой системы Германии и зеркально отражается в статистике. В докладе Эдварда А. Доггетта, в первую очередь, излагаются концептуальные, а не чисто технические вопросы статистики финансов.

Рецензируемый сборник докладов, бесспорно, увлекателен и полезен для читателя, который знаком с институциональным устройством своей страны.

Введение
Государство и экономика Федеративной Республики Германии
Задачи, круг отчётности и основы отчётности в финансовой статистике
Статистика налогов
Социальный бюджет Министерства труда и социального обеспечения
Статистика государственного бюджета Великобритании
Ключевые слова

См. также:
Борис Иванович Башкатов, Леонид Иванович Нестеров, Борис Тимонович Рябушкин, Алексей Николаевич Пономаренко, Ольга Валерьевна Назарова
[Книга]
Даниил Зиновьевич Клейман
[Статья]
Анатолий Ильич Гинзбург
[Книга]
Тамара Васильевна Брайчева
[Книга]
Михаил Георгиевич Назаров
[Книга]
[Учебная программа]
Револьд Михайлович Энтов, Олег Валериевич Луговой, С. А. Пащенко, Дмитрий Игоревич Полевой, Д. Б. Скрипкин
[Книга]