Эксоцман
на главную поиск contacts

The Philosophy of Social Practices: A Collective Acceptance View

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Cambridge: Cambridge University Press, 2002
Книга представляет собой концептуальное исследование понятия социальные практики, которые объясняются автором как пересекающиеся друг с другом ментальные состояния агентов. В книге показывается, как социальные практики становятся базой, на которой строится общество; каким образом из этих блоков создаются социальные институты, которые есть не что иное, как уже установленные, взаимосвязанные наборы социальных практик с особенным, новым социальным статусом. Этот анализ строится на новой концепции разделяемых "мы-отношений", представленной автором в его предыдущих публикациях.

Автор выделяет несколько причин того, зачем стоит останавливаться на концептуальном и философском исследовании социальных практик. Социальные практики формируют концептуальную основу мышления и другие виды концептуальной активности, а именно, мышление и деятельность на основе понятий. Настаивая на том, что оценка правильности таких видов деятельности, как, например, следование правилу, решающим образом зависит от социальных практик конкретного сообщества, автор обозначает их (практики) как вид лежащего в основе и нецикличного фундамента тех видов деятельности, которые основаны на оперировании понятиями. Он отводит социальным практикам место центральной концепции в рамках не только социальных наук, но и систематической философии в целом. Центральной идеей книги становится идея совместности. Подчеркивая, что в современных социальных науках, в особенности изучающих социальные институты, совместным намерениям, убеждениям и действиям агентов уделяется незначительное внимание, Туомела раскрывает понятия социальных практик и социальных институтов, строя свои рассуждения вокруг этой идеи. Основной посылкой становится то, что коллективная интенциональность в форме разделяемых "мы-отношений" ("we-attitudes") составляет основу стандартных социальных практик и социальных институтов. Коллективная интенциональность является центральной для онтологии социального мира, так как основная часть социальной реальности конструируется коллективно в терминах коллективного принятия (collective acceptance), при этом коллективное принятие понимается как возникновение и поддержание "мы-отношений". Такие центральные понятия, как социальные институты требуют для своего концептуального конструирования коллективного принятия, которое может быть раскрыто как действие на основании либо коллективного намерения, либо коллективных убеждений, и их сохранение, в виде «мы». Это означает, что коллективная интенциональность в форме разделяемых «мы-отношений» занимает центральное положение в теоретическом анализе социальной жизни. Мы-отношения, построенные на ней являются строительными блоками социальных практик, и также являются причинно соотносимыми с инициацией и поддержанием не только социальных практик, но и социальных институтов. Социальные практики включают в себя многообразие случаев, например, органическое земледелие, ношение синих джинсов, правильное использование вилки соответствующей рукой, или различные практики обучения в школе. Социальная практика в своем основном значении рассматривается как состоящая из повторяющихся коллективных социальных действий, выполняемых на основе разделяемых социальных причин, выражаемых в коллективном отношении (т.е. разделяемом мы-отношении). Социальный институт автор представляет нам как рефлексивное понятие, касающееся центральной социальной практики или практик, управляемых системой норм, основанных на коллективном принятии, исходя из их выгодности и полезности для группы. Данное коллективное принятие придает новый концептуальный и социальный статус практикам или их элементам.
Intoduction

1. Collective intentionality and the construction of the social world
2. Collective intentionality
3. Conceptual activity, rule following, and social practices
3.1 Introduction
3.2 Sellars on conceptual activity
3.3 Can conceptuality be noncirculary characterized?
3.4 Elementary conceptual activity
3.5 Collective pattern-governed behavior
3.6 Are social practices required for conceptuality?
3.7 Conclusion
4. An account of social practices
4.1 Introduction
4.2 Collective social action
4.3 What are social practices?
4.4 Theses regarding core social practices
4.5 Presuppositional and motivational reasons
4.6 Customs and other kinds of social practices
4.7 Conclusion
5. A collective Acceptance account of collective-social notions
6. Social institutions
6.1 Social institutions introduced
6.2 The basic idea
6.3 The final account
6.4 Searle on social institutions
6.5 Social organizations and institutional social practices
6.6 Conclusion
7. Social practices in a dynamic context: a mathematical analysis

Epilogue

Notes
References
Index
Ключевые слова

См. также:
Raimo Tuomela
American Journal of Economics and Sociology. 2003.  Vol. 62. No. 1. P. 123-165. 
[Статья]