Эксоцман
на главную поиск contacts

Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. Образ общества.С. 469 — 550.

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Москва: Юристъ, 1994, cерия "Лики культуры", 704 с.
Последний труд М. Вебера, сыгравший, несмотря на свою незавершенность, ключевую роль в становлении социологии музыки как специальной дисциплины.

Социология музыки, в том виде, в каком представляет ее себе Вебер, есть эмпирическая наука, предметом изучения которой являются средства реализации замысла художника, своего рода «техническая» сторона художественного творчества. Соответственно проблемы, — в какой степени искусство зависит от технических средств и как влияет на него изменения социальной структуры — являются теми вопросами, на которые пытается дать ответы социология музыки как научная дисциплина.
Отличительной особенностью европейской музыки, которая, согласно Веберу, отличает музыку Европы нового времени от неевропейских музыкальных традиций, является исключительно высокий уровень развития средств музыкальной выразительности. Причину этого ученый видит в тенденции к рационализации, под знаком которой проходит развитие музыкального мышления в Европе. В непосредственной связи с понятием рационализации у Вебера возникает следующее за ним понятие — «прогресс». Поскольку точной фиксации поддаются только изменения в технике организации художественных средств, термин «прогресс» используется Вебером применительно к технической стороне искусства и может быть рассмотрен, таким образом, только как «технический прогресс».
Предваряя анализ собственно социальных предпосылок, приведших к рационализации западноевропейской музыки, Вебер подробно останавливается на внемузыкальных и внутримузыкальных факторах развития западноевропейского искусства. Первые проявляются в эволюции инструментария — материального базиса музыки, зависимого от общего технического и экономического уровней, а также от природно-климатических условий. Именно развитие инструментария, по мнению Вебера, явилось важнейшим источником рационализации звукорядов и создания системы мензуральной нотации. Это, в свою очередь, привело к формированию рационального гармонического мышления и утверждению многоголосия в качестве нормы музыкального мышления.
Не менее значительную роль в процессе рационализации играли и факторы внутримузыкальные. Основным результатом внутримузыкальной рационализации является изменившееся вследствие темперации понимание лада, который стал трактоваться как система гармоническая, а не мелодическая. Именно это качество в понимании лада и отличает музыку нового времени от неевропейских и доновоевропейских музыкальных культур. Наконец, одним из важнейших показателей рационализации музыки, Вебер (по аналогии с процессом рационализации западной экономики) считает выделение музыки в самостоятельную область и превращение ее в собственно эстетический феномен. Иначе говоря, в процессе рационализации европейская музыка освобождается от выполнения прикладных задач (практических, ритуальных и др.) и приобретает качество «самозаконности».


«Перевод выполнен по изданию: Weber Max. Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik. Tubingen, 1972. На русский язык переводится впервые. Последний незавершенный труд М. Вебера в обостренном виде выявляет обычно присущую его работам черту — крайнюю насыщенность материалом, известную перегруженность и чрезмерную сжатость. Автор предполагает, что что читателю известны данные следующих специальных дисциплин» 1) музыкальной акустики; 2) теории музыки; 3) музыкальной этнографии; 4) инструментоведения (до некоторой степени). Области эти настолько специальны, что в издании труда, предназначенном не для музыковедов, в комментариях совершенно бессмысленно было бы давать отдельные пояснения, — таковые бы давались до бесконечности, тем более, что терминология, которой пользовался Макс Вебер, расходится и с общепринятой в наше время. Вместе с тем, научное значение последнего труда М. Вебера, вне всякого сомнения, огромно, и это должен интуитивно почувствовать и читатель, которому сам материал книги чужд…»

А.В. Михайлов

(Из "Примечаний переводчика")
Ключевые слова

См. также:
Валерий Алексеевич Глазырин
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 59-70. 
[Статья]
Римма Павловна Шпакова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 61-76. 
[Статья]
Юрий Рудольфович Вишневский, Сергей Юрьевич Вишневский, Валерий Трофимович Шапко
Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 62-72. 
[Статья]
Яков Ильич Гилинский
Социологические исследования. 1990.  № 2. С. 41-49. 
[Статья]