Эксоцман
на главную поиск contacts

Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии. Научно- публицистическая монография монография / Под редакцией Г.С. Батыгина и Н.Н. Карнаухова

Опубликовано на портале: 24-05-2004
Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000
В книге излагаются результаты исследования этоса среднего класса как одного из феноменов российской модернизации и важнейшего ориентира выхода из постсоветского кризиса идентичности. Идеалы, ценности и правила игры среднего класса способны вдохновить не только либерально ориентированный слой населения, принявший идею успеха, но и другие слои общества. В этом случае появятся основания говорить уже о доктрине национального успеха. В то же время культивирование этоса среднего класса способно противостоять отказу от ценностей рыночной экономики и демократии. Авторы опираются на результаты проведенного теоретического анализа, а также на материалы экспертных опросов и этико-социологических исследований, проведенных Центром прикладной этики и НИИ прикладной этики в последние годы. Монография может быть использована в качестве учебного пособия для спецкурса по теме "Этос среднего класса".

Дороги, которые мы выбираем...
1. Актуально ли исследование и культивирование этоса среднего класса в ситуации российского системного кризиса?

Современная Россия претерпевает интенсивные модернизационные изменения. Не вдаваясь в оценку хода и промежуточных результатов российской модернизации, не анализируя специфику типа этой модернизации (опаздывающая, догоняющая, патримониальная, односторонняя, неполная и т.д.), констатируем лишь, что соответствующий процесс не только пошел, но и, при всех своих противоречиях, отражающих особенности переходного периода, стал необратимым. Не в фаталистическом, а в экзистенциальном смысле.

Можно сколь угодно долго мысленно экспериментировать, пытаясь найти особый путь России и т.д., но невозможно преодолеть императивность исторической логики, которая не тождественна одномерному прогрессизму, подчинению человеческой деятельности некой, стоящей над ней, необходимости, закономерности.

Другое дело, что предстоит еще и принять неотвратимость такого выбора, понять, насколько в наших силах проявить культуру майевтики в отношении процесса формирования российского среднего класса.

Логика модернизационных процессов обусловливает значимость роли среднего класса в российском обществе. В каком-то смысле если таким процессам можно приписать телеологические характеристики становление, консолидацию, онтологическое укоренение среднего класса можно считать целью модернизации.

Актуальность исследования и культивирования феномена с еще непривычным названием этос среднего класса определяется прежде всего неотложной необходимостью поиска выхода из кризиса идентичности, имеющего в модернизирующейся России общесоциальный, социально-групповой и индивидуальный масштабы. На наш взгляд, идея культивирования этоса среднего класса выступает одним из ориентиров новой самоидентификации как для общества в целом, так и для отдельных социальных групп и, тем более, для множества индивидов, осознающих естественную связь попытки понять куда идет Россия? с попыткой выстраивания своей жизненной стратегии, личного биографического проекта в столь противоречивой ситуации перехода.

Нет смысла специально доказывать, что переживаемый Россией кризис не исчерпывается финансовым, экономическим, политическим аспектами, что у этого кризиса есть системное основание, роль которого играет кризис духовно-нравственный, мировоззренческий, социокультурный. Наиболее отчетливо смыслоопределяющее основание системного кризиса проявляется в кризисе веры в идеалы и ценности реформ. Диагноз кризис надежд приобрел характерную метафорическую формулу: общенародная тоска на глазах становится национальной идеей со знаком минус . Иначе говоря, речь идет не просто о вере/неверии в правильность инструментальной части реформаторского проекта - избранной после августа 1991 года дороги к Храму, и, таким образом, в адекватность применяемых для движения по этому пути средств и соответствующих результатов. Кризисность современной ситуации во многом связана с разочарованием в ценностно-смысловой ориентации реформаторского проекта, т.е. с утратой и элитой, и массами веры в правильность выбора самого Храма.

Однако особенность нашей сегодняшней ситуации в том, что, с одной стороны, все более заметны иррациональные реакции на ценностно-ориентационный кризис духовная депрессия, связанная с крахом иллюзий о скорейшей победе дела реформирования страны, с неоправдавшимися надеждами и сверхожиданиями, доминирует над рациональным скептицизмом по поводу дальнейших перспектив либеральной доктрины модернизации. С другой стороны, сам стиль идейной ситуации наших дней, которую иногда называют новой переоценкой ценностей (причем не просто экономических, политических, идеологических ценностей, но и системы духовно-нравственных ориентиров общества), характеризуется тем, что вольно или невольно ускоряемая переоценка такого рода придает борьбе идей в обществе маятниковый характер.

Прозвучали суждения о том, что Россия сегодня - это уже не привычный витязь на вполне узнаваемом перекрестке дорог, ибо перед современным витязем открывается лишь бездорожье. Но, возможно, рационально интерпретируемое перепутье лишь отдалилось из-за временного бездорожья? Возможно, сегодня российский витязь уже не может оставаться лишь читателем вариативного прогноза на придорожном камне-указателе, и его задача стать писателем-проектировщиком такого прогноза?

Представляется, что столь необходимый в такой ситуации духовно-нравственного кризиса рациональный подход к новой переоценке ценностей, к определению возможных, необходимых, целесообразных и, непременно, достойных решений, предполагает активизацию поиска и культивирования таких ценностей и норм, которые, с одной стороны, способны противостоять доминировавшей в период радикально-либеральной стратегии реформ агрессивно-циничной парадигме идеи успеха, с другой - не утерять потенциал этически полноценной идеи успеха, не заменить ее, поддаваясь маятниковой инерции, некоей этикой бедности, а то этикой новых бедных. Идеалы и ценности ответственной этики успеха призваны вдохновить и либерально ориентированный слой населения, и средне-средний, и низший слои среднего класса. В этом случае можно будет говорить уже о доктрине национального успеха. В то же время эти идеалы и ценности, вдохновляя слои среднего класса энтузиазмом, должны противостоять заметной тенденции уклонения от ориентации на ценности рыночной экономики и демократические ценности.

Вопреки весьма распространенному мнению о гибели среднего класса России после августовского (1998) кризиса, в послекризисной ситуации, которую, возможно, пора и определять иначе, введя иной отчет, исследование и культивирование этоса среднего класса стали еще более актуальными. И это не парадокс, хотя мы не только сохраняем поставленный в нашей первой публикации на эту тему диагноз о порождении системным кризисом упаднических настроений, паники по поводу перспектив среднего класса (газетные заголовки типа Мидл умер, Эпитафия среднему классу, которого у нас не было и т.п.), но и отмечаем появление капитулянтских настроений (Среднего класса у нас нет и, похоже, не будет еще долго).

Одним из свидетельств для уточненного диагноза может послужить послеавгустовская интерпретация в СМИ результатов проекта Фонда Карнеги о бедности. Так, журналист Новых известий Е. Яковлева писала: Если начало прошлого года было отмечено особым интересом к среднему классу, то начало нынешнего - как раз к бедным людям. Повлияло, конечно, 17 августа. Кроме всем известных новых русских в России появились еще одни новые - новые бедные. К ним обычно социологи относят молодых и среднего возраста людей с хорошим образованием, потерявших статус и достаток, но сохранивших идеалы зажиточной жизни, - оборонщиков, учителей, врачей...

Другое свидетельство - рассказ обозревателя Московских новостей: что-то происходит с людьми, еще год назад с азартом пробивающими себе дорогу. Сегодня же некоторые из них принимают решение не соблазняться успехом и уходят в добровольное аутсайдерство. Пытаясь понять их мотивы, автор предполагает: Новый вариант социальной защищенности - когда у тебя никто ничего не может отнять, потому что у тебя ничего нет. Уходят в аутсайдерство со вкусом и удовольствием, уходят играючи: В одну игру поиграли, настало время другой.

Однако собственно дух становящегося среднего класса не во многом полууродливой формы существования этого класса в постсоветской России: ложного среднего класса, олигархической прислуги, назначенного среднего класса, класса, которого не было , предполагает иную реакцию на кризисную ситуацию. В этом смысле характерна позиция еженедельника Версии, главный редактор которого Артем Боровик обратился к читателям первого из обновленных номеров как к субъектам именно среднего класса. Дело не в терминах, но мы действительно хотим делать газету для среднего класса и о среднем классе. Для тех, кого кризис задел больнее других. ...Российский мидл потерял в зарплате, оказался на грани безработицы, понял, что его обманули. Среднего класса в России больше нет! - заговорили вокруг... Кто тогда мы - люди, начавшие свое, пусть небольшое, дело, студенты, директора, компьютерщики, брокеры, учителя и врачи? Не важно, сколько мы зарабатываем, не важно, ездим в метро или на подержанных иномарках. Важно: ощущаем ли мы себя способными самостоятельно изменить жизнь, начать все сначала, чувствуем ли именно свою, а не чью-то ответственность за себя, за семью, за страну; извините за пафос.

Итак, именно в кризисной ситуации появилась возможность противостоять соблазну бегства от этики успеха к этике бедности (не смешивать эту последнюю с мировой тенденцией к настроениям неоаскетизма) либо к добровольному аутсайдерству. Возможность, заключающаяся в культивировании этики средних русских, этоса среднего класса.

Введение. Дороги, которые мы выбираем...
1. Актуально ли исследование и культивирование этоса среднего класса в ситуации российского системного кризиса?

2. В начале было Слово... Этосное измерение образа среднего класса как ориентир выбора цели исследования

Часть первая


Глава 1. Базовые этические понятия
1.1. Феномен морали: интерпретационная версия
1.2. Социокультурная динамика нормативно-ценностных систем
1.3. Понятие этоса
1.4. Возможности применения общей характеристики этоса к исследованию нормативно-ценностных систем

Глава 2. Теоретико-прикладная модель этоса среднего класса
2.1. Предварительные замечания о нормативной модели
2.2. Будь лицом и уважай других в качестве лиц: Основания прописки в средний класс. Теоретическое рассуждение
2.3. Основания прописки в средний класс. Аналитический обзор экспертных суждений

Глава 3. Миссия среднего класса
3.1. Прескриптивный подход
3.2. Становящийся российский средний класс как субъект трансформации нормативно-ценностных систем
3.3. Этосный подход как способ критики среднего класса

Часть вторая

Глава 4. Принятие этоса среднего класса как проблема морального выбора
4.1. Самоидентификация со средним классом: автоматизм традиции или переусвоение моральной системы?
4.2. Самоидентификация со средним классом. Аналитический обзор эксперных суждений

Глава 5. Феномен срединной культуры в этосе среднего класса
5.1. Средний класс в этнонациональном орнаменте: проблема срединности в русской ментальности
5.2. Не стыдно ли быть средним? Аналитический обзор экспертных суждений

Глава 6. Атрибуция этоса среднего класса
6.1. Стремление к достижению и неадаптивный потенциал срединного человека
6.2. Рациональность
6.3. Индивидуализм
6.4. Роковой вопрос о буржуазности и обуржуазивании
 6.4.1. Средний класс и буржуазный этос: Духовная буржуазность в свете критики радикальной и взвешенной
 6.4.2. Аналитический обзор экспертных суждений

Часть третья


Глава 7. Этос успеха: между моделью выживания и моделью агрессивно-циничного успеха
7.1. Доктрина успеха для среднего класса: концепт и контуры исследовательской программы
7.2. Какой успех мы выбираем. Аналитический обзор экспертных суждений
7.3. Успешные профессионалы и аутсайдеры. Аналитический обзор экспертных суждений

Глава 8. Этос профессионализма: между призванием и имморальной самодостаточностью
8.1. Апология и критика ценности профессионализма
8.2. Профессионализм: самодостаточная ценность? Аналитический обзор экспертных суждений

Глава 9. Этос дела: между своеволием и правилами честной игры
9.1. Игры, в которые играют профессионалы. Профессионалы, которые играют в игры
9.2. Правила, которые мы выбираем. Аналитический обзор экспертных суждений
Глава 10. Дух и правила игры человека среднего класса в сфере образования
10.1. Специфика вхождения интеллигенции в средний класс
10.2. Культивирование ценностей среднего класса в образовательной деятельности. Анализ автобиографических интервью
10.3. Между моделями служение профессии и жизнь за счет профессии. Аналитический обзор экспертных суждений

Послесловие

Ключевые слова

См. также:
Наталья Михайловна Плискевич
Общественные науки и современность. 2018.  № 1. С. 17–32. 
[Статья]
Мария Сергеевна Сушенцова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 46-62. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 42–54. 
[Статья]
Владислав Леонидович Иноземцев
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 18-27. 
[Статья]
Владимир Валентинович Лапкин, Игорь Моисеевич Клямкин
ПОЛИС: Политические исследования. 1995.  № 4. С. 98-122. 
[Статья]