Эксоцман
на главную поиск contacts

The Social Theory of Practices: Tradition, Tacit Knowledge and Presuppositions

Опубликовано на портале: 06-10-2003
Cambridge: Polity Press, 1994, 145 с.
Книга представляет собой критический анализ различных подходов в социальной теории, объединенных вокруг концепции "практики" - от Дэвида Юма до Аласдэра Макинтайра и от Марселя Мосса до современных социологических интерпретаций проблемы следования правилу, сформулированной Людвигом Витгенштейном. По мнению Тернера, претензии авторов прагматического поворота в социальных науках, которые считали, что "практики" должны занять центральное место как в теоретическом осмыслении, так и в эмпирических исследованиях обществ, нуждаются в критической оценке. Автор подробно рассматривает совокупность родственных понятий, таких как "привычка" (habit), "неявные предположения" (tacit presuppositions), "традиция" и оценивает их вклад в понимание природы общества. Основная концептуальная проблема практической парадигмы состоит в том, что, с одной стороны, все авторы склонны рассматривать практики или практическое знание как некий "объект", разделяемый всеми членами данного сообщества, но, с другой стороны, ни один из авторов не дает удовлетворительного объяснения того, почему этот "объект" (практики, склонности) идентичен у всех и каким образом он передается. В результате Тернер предлагает вернуться к доброй старой юмовской идее привычки (habit). Книга написана ясно, аналитично, дает хорошее представление о стиле мысли и концептуальных затруднениях авторов-сторонников социальной теории практик.

Книга представляет собой критический анализ различных подходов в социальной теории, объединенных вокруг концепции "практики" - от Дэвида Юма до Аласдэра Макинтайра и от Марселя Мосса до современных социологических интерпретаций проблемы следования правилу, сформулированной Людвигом Витгенштейном. По мнению Тернера, претензии авторов прагматического поворота в социальных науках, которые считали, что "практики" должны занять центральное место как в теоретическом осмыслении, так и в эмпирических исследованиях обществ, нуждаются в критической оценке. Автор подробно рассматривает совокупность родственных понятий, таких как "привычка" (habit), "неявные предположения" (tacit presuppositions), "традиция" и оценивает их вклад в понимание природы общества. Основная концептуальная проблема практической парадигмы состоит в том, что, с одной стороны, все авторы склонны рассматривать практики или практическое знание как некий "объект", разделяемый всеми членами данного сообщества, но, с другой стороны, ни один из авторов не дает удовлетворительного объяснения того, почему этот "объект" (практики, склонности) идентичен у всех и каким образом он передается. В результате Тернер предлагает вернуться к доброй старой юмовской идее привычки (habit). Книга написана ясно, аналитично, дает хорошее представление о стиле мысли и концептуальных затруднениях авторов-сторонников социальной теории практик. Хорошая рецензия на книгу Тернера: Bohman, James. 1997. Do practices explain anything? Turner's critique of the theory of social practices. History and Theory 36 (1): 93-107
Practices and their conceptual kit Practices as causes Practices as presuppositions Transmission Change and history The opacity of practice

Ключевые слова

См. также:
M. D. Cohen
New Left Review. 1994.  No. 207. P. 3-16. 
[Статья]
Nicole Woolsey Biggart, Thomas D. Beamish
Annual Review of Sociology. 2003.  Vol. 29. P. 443-464. 
[Статья]