Эксоцман
на главную поиск contacts

Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. Электронный учебник

Опубликовано на портале: 16-03-2004
Москва, 2003
Тематический раздел:
Основная цель пособия - научить на примере конкретной маркетинговой ситуации (кейса) групповому анализу проблемы и самостоятельному принятию решений. Метод групповой работы имеет несколько разновидностей: дельфи-метод, метод мозговой атаки, метод модерации. Применение методов группового обучения и принятия решений, способствующих эффективному анализу возникающих ситуаций в кратчайшие сроки, учит студентов работать в одной команде, защищать свою точку зрения и учитывать мнение и критику других. В этом случае развивается активность обучаемого, дух состязательности, может выявиться способность к лидерству. Метод модерации как прием обучения имеет существенные преимущества над другими, в том числе такими традиционными играми, как производственные совещания, планерки и т.д.

Основное отличие подхода состоит в том, что в последних случаях роли распределяются по должностной иерархии, а в методе модерации - по поставленным задачам. На практике это означает, что в дискусси можеь принять участие любой специалист, заинтересованный в решении проблемы. Высказывают свое мнение лица независимо от занимаемых ими должностей и, не дожидаясь своей очереди в прениях по иерархии (принцип митинга). Применение метода модерации для работы с кейсом развивает аналитические способности участвующих в игре, учит вслух рассуждать, доказывать, убеждать окружающих в правоте своего мнения. В целом кейсовый метод позволяет решать следующие задачи:
  • принимать верные решения в условиях неопределенности;
  • разрабатывать алгоритм принятия решения;
  • овладеть навыками исследования ситуации, отбросив второстепенные факторы;
  • разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;
  • применять полученные теоретические знания в том числе при изучении других дисциплин (менеджмент, статистика, экономика и др.) для решения практических задач;
  • учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения.
Эффективность обучения с помощью кейс-метода убедительно доказана американскими и европейскими учебными и научными школами. При подготовке в университетах США каждому студенту предлагается несколько сотен кейсов, которые он изучает в разных учебных дисциплинах. Студенту предоставляется возможность проверить теорию на практике, свою способность к творческому мышлению. С другой стороны, практическая ситуация дополнительно вызывает интерес к процессу обучения, так как становится ясно, каких теоретических знаний не хватает для решения проблемы. В качестве инструментов, которыми могут пользоваться студенты при решении поставленных в кейсе вопросов служат как качественные методы анализа (например, сценарий метод) так и количественные методы анализа (например, методы исчисления цены, конкурентоспособности выручки, прибыли). С целью повышения степени концентрации на практическое решение проблемы в учебном пособии все темы излагаются на примере одного кейса. Преподаватель, естественно, может выбрать другой кейс, который, как он считает, более соответствует будущей специальности студентов. Таким образом, в учебном пособии применяются и синтезируются два метода:
  • кейсовый метод - постановка проблемы, максимально приближенной к действительности;
  • метод модерации - организация работы над проблемой для достижения наиболее эффективных учеб ных целей.

Оглавление

ГЛАВА I. КЕЙСОВЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ (МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ)

1.1. Понятие и сущность кейсового метода.

1.2. Требования к содержанию кейса.

1.3. Модерация работы с кейсом.

1.4. Определение целей обучения кейсовым методом.

1.5. Сценарий организации занятий.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАРКЕТИНГУ

 2.1. Тема: Разработка миссии и маркетинговой концепции предприятия.

2.2. Тема: Маркетинговый анализ рынка.

2.3. Тема: Сегментирование рынка.

 2.4. Тема: Исследование рынка.

2.5. Тема: Разработка товарной политики.

2.6. Тема: Разработка ценовой политики.

2.7. Тема: Разработка сбытовой политики.

 2.8. Тема: Разработка плана рекламной кампании и продвижения товара.

 2.9. Тема: Разработка организационной структуры управления маркетингом на предприятии.

 ГЛАВА III. ПРИМЕР СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

3.1. Кейс: российский производитель быстрозамороженных овощей "Криофуд" выходит на рынок Санкт-Петербурга.

3.2. Вопросы к темам занятий при работе с кейсом.

Приложения

Приложение 1. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ

Приложение 2.ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ПОКУПАТЕЛЕЙ