Эксоцман
на главную поиск contacts

Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2002, 237 с.
ISBN 5-7904-0211-9

В монографии исcледуется механизм массово-коммуникационного взаимодействия, в результате которого создается журналистская картина мира - ментальный образ реальности, бытующий на уровне массового обыденного сознания.Рассматривая картину мира, формируемую журналистикой, как специфическую область социального знания, автор определяет его онтологические характеристики, способы познания реальности и детерминанты информационного процесса. На сонове междисциплинарного подхода, базирующегося на методологии постнеклассической науки, изучаются такие феномены картины мира, как пространство, время, субъекты коммуникации, парадигмы творческой деятельности.

Активно утверждаемая сегодня в западной гуманитарной мысли "постмодернистская" парадигма рассмотрения социальных процессов не столь охотно принимается на российском поле. Думается, на «нашем поле», еще не дошедшем до такого уровня технизации и технологизации жизни, как на Западе, острее ощущается неполнота, однонаправленность взгляда на социальные взаимодействия исключительно как на коммуникацию и взгляда на действительность - как на «гипертекст». В то же время оценка современных социокультурных тенденций сегодня не всегда укладывается в форму традиционного разделения онтологической и гносеологической проблематики. Бытийность виртуального мира смыслов и значений столь очевидна, а роль «фабрики» этих значений в лице журналистики столь значима, что взгляд на средства массовой информации только лишь как на «надстройку», покоящуюся на «базисе», также страдал бы неполнотой.
Автору книги "Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации" удалось избежать обозначенной методологической проблемы в изучении СМИ через обращение к такому понятию онтологии М.Хайдеггера как «картина мира». Картина мира как предметная представленность действительности перед человеком, занимающим позицию активного субъекта, который объективирует мир через предметное воздействие на него и через знание о нем, позволяет объединить взгляды на реальность, имеющие место в новейшей социологии, с одной стороны, и в традиционной теории социального действия - с другой. Картина мира это одновременно и «конструкт», и способ разворачивания деятельности. В соответствии с этим она может быть подвержена структуральному анализу как «картина» и деятельностному анализу – как «лик мира», что и осуществляет в данной работе диссертант, выводя результаты своих наблюдений на уровень философского обобщения.
Перевод предметного содержания осуществленного анализа в область журналистики дает возможность В.Д.Мансуровой наиболее отчетливо выразить двойственность характера организации мира как картины. Речь идет о целерациональности, с которой создается коммуникативная реальность субъектами информационной деятельности, и одновременно о стихийности, спонтанности формирования этой реальности, о ее самодействии. Помимо сказанного «журналистика» как способ тематизации социально-философского анализа общественных процессов позволила автору соотнести актуальные состояния социальной системы со стратегическими направлениями ее саморазвития. Наконец, именно журналистика в силу профессиональной специфики представляемой ею деятельности, ее ритмичности и динамичности, дала возможность автору наглядно продемонстрировать ключевое положение своей концепции: «картина мира» рассматривается как «процесс становления». Совмещение такой известной характеристики современной действительности как «приоритет темпоральности» со ставшим в философии классическим понятием «картина мира» придает оригинальность работе, открывает перед ее автором возможности для интересных выводов и направлений исследования, что он в полной мере и осуществляет.
В.Д.Мансуровой подробно рассмотрены разного рода системообразующие факторы вариаций журналистской картины мира. В этом разделе работы из ее поля зрения не выходит человек, его самочувствие, его судьба в свете различных парадигм журналистского творчества. Рассматривая пути гуманизации журналистской картины мира через обращение к «умной журналистике», то есть к публицистике, через бережное отношение к культурному своеобразию русской ментальности с ее этикоцентризмом и т.п., автор фактически апеллирует к категориям и примерам эпохи модерна, - эпохи приоритета высокой культуры. К сожалению, вне поля зрения диссертанта осталась проблема «вписывания» этой актуальной для сегодняшнего дня творческой парадигмы в существующую журналистскую картину мира, что, думается, было бы возможно на основе феноменологического анализа.
Предисловие

Глава1 Коммуникационный механизм социально-политической регуляции общественной жизни
Глава2 Журналистская картина мира как процесс становления медиа-событий
Глава3 Журналистская картина мира в свете различных парадигм творчества
Глава4 Современная журналистика как способ саморефлексии и индивидуализации картины
мира. Специфика социальной детерминации.

Вместо заключения.

Abstract.

Бибилографический список.
Ключевые слова

См. также:
Анна Юрьевна Шевченко
Вестник российской коммуникативной ассоциации. 2002.  № 1. С. 185-192. 
[Статья]
Борис Владимирович Дубин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 3 (41). С. 16-24. 
[Статья]
Питирим Александрович Сорокин, Robert King Merton
Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 112-119. 
[Статья]
Дмитрий Владиславович Иванов
Телескоп. 2002.  № 5.
[Статья]
Валентина Николаевна Ярская, Олег Николаевич Ежов, Виталий Владимирович Печенкин, Лев Сергеевич Яковлев
[Книга]
Андрей Александрович Давыдов
Социологические исследования. 1998.  № 4. С. 98-101. 
[Статья]