Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес.- 2-е изд., доработ. и доп.
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Москва: Политиздат, 1986, 399 с.
Проблематика книги может быть выражена столкновением двух основных лейтмотивов нашей
эпохи, о которых говорит Лео Лоуленталь (эпитомой на его произведения предваряется
дискуссия): с одной стороны, положительное отношение к средствам социализации индивида,
с другой - глубокое беспокойство за духовный мир человека, находящегося под
нивелирующим влиянием учрежденных им организованных форм проведения досуга. И хотя
А.В.Кукаркин стоит на бескомпромиссной позиции, продиктованной марксистскими подходами
к феномену культуры, большой объем привлеченного материала позволяет сложить представление
о многообразии, противоречивости точек зрения по затронутой теме.
Для примера приведем фрагмент его полемики с теоретиками "массового общества": "Зародившись в конце прошлого века, когда особенно отчетливо дали о себе знать антагонистические противоречия между правящими и эксплуатируемыми классами, теория «массового общества» обрела две доминирующие модификации: аристократическую и, так называемую, демократическую. Первая постулирует общество засилья «вульгарных масс», враждебных ослабевшей элите, вторая – общество торжества элиты вследствие безответственности и конформизма атомизированных не-элит массы», которыми элита якобы всецело манипулирует с помощью технических средств идеологического воздействия. Обе модификации исходят из расплывчатого деления общества на массу и элиту, подменяющего его классовую дифференциацию, из признания нарушения «баланса», «норм существования» в качестве причины нестабильности. Обе представляют собой конкретные выражения общего кризисного сознания позднебуржуазной эпохи. Бросающаяся же в глаза разница в тарктовках «массового общества» обуславливается наличием различных тенденций в господствующей идеологии...». См. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи, Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. - М., 1985. – С.92. |
От автора 5
Генезис
Эпитома. Историческое предисловие к дискуссии 14
РУБЕЖИ ПРЕДЫСТОРИИ И ИСТОРИИ 21
Три созидающих «фермента» –
Два временных этапа 29
Определения
Эпитома. Культурная коммуникация: средства «горячие» и «холодные» 46
ГРАНИЦЫ АСОЦИАЛЬНЫХ И КЛАССОВЫХ ТРАКТОВОК 49
Теология технократизма –
Взгляды через очки «розовые» и «черные» 54
Демаркация понятий 64
Предательство человека 75
Социология
Эпитома. «Массовое общество» и его культура 82
ДИАПАЗОНЫ «ПРОПАГАНДОЛОГИИ» И ГОМОГЕНИЗАЦИИ 89
«Анализ общественной патологии» –
«Полюсы» конформизма и интегрированного бунта 100
«Мир плохого вкуса» и «артизация плохого мира» 115
Философия
Эпитома. Век ложной веры 134
ПРЕДЕЛЫ СЦИЕНТИСТСКОГО И СПЕКУЛЯТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ 138
«Новые подходы к процессу познания» –
Лабиринты «позитивного» мировосприятия 145
В тупиках «чистого» жизневоззрения 153
«Формула ложного мира» 162
Эстетика
Эпитома. Искусство в эпоху технической воспроизводимости 178
АМПЛИТУДЫ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СТИЛЕЙ 183
Обличья феномена массовости –
Истоки и плоды неонатурализма 189
«Типологические ряды» искажения реальности 201
«Артефакты» поп-арта 224
Романтизм, «одухотворенный» нигилизмом 241
Жанры
Эпитома. Стереотипность соотнесения 248
РАМКИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ИДЕЙНОЙ «ЗАВЕРБОВАННОСТИ» 255
«Героический эпос» позднебуржуазного искусства –
Культ случая и рока 266
«Безмятежное созерцание несоответствия вещей» 279
«Белокурые бестии», или манекены 290
Мир и миф «второй действительности» 300
Жрецы и творцы
Эпитома. Торговцы грезами 324
ОТ «ФАБРИКИ СНОВ» ДО «ТРЕСТА УБИЙЦ» 331
Лучшие и худшие годы Голливуда –
АПОСТОЛЫ силы 344
На видеоорбите
Эпитома. Письменная культура и видеокультура 354
ВИДЕОКУЛЬТУРА: ОБЕЩАНИЕ ИЛИ УГРОЗА? 358
Драма идей –
Трагикомедия контрастов 369
«Историю нельзя обмануть» 385
Генезис
Эпитома. Историческое предисловие к дискуссии 14
РУБЕЖИ ПРЕДЫСТОРИИ И ИСТОРИИ 21
Три созидающих «фермента» –
Два временных этапа 29
Определения
Эпитома. Культурная коммуникация: средства «горячие» и «холодные» 46
ГРАНИЦЫ АСОЦИАЛЬНЫХ И КЛАССОВЫХ ТРАКТОВОК 49
Теология технократизма –
Взгляды через очки «розовые» и «черные» 54
Демаркация понятий 64
Предательство человека 75
Социология
Эпитома. «Массовое общество» и его культура 82
ДИАПАЗОНЫ «ПРОПАГАНДОЛОГИИ» И ГОМОГЕНИЗАЦИИ 89
«Анализ общественной патологии» –
«Полюсы» конформизма и интегрированного бунта 100
«Мир плохого вкуса» и «артизация плохого мира» 115
Философия
Эпитома. Век ложной веры 134
ПРЕДЕЛЫ СЦИЕНТИСТСКОГО И СПЕКУЛЯТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ 138
«Новые подходы к процессу познания» –
Лабиринты «позитивного» мировосприятия 145
В тупиках «чистого» жизневоззрения 153
«Формула ложного мира» 162
Эстетика
Эпитома. Искусство в эпоху технической воспроизводимости 178
АМПЛИТУДЫ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СТИЛЕЙ 183
Обличья феномена массовости –
Истоки и плоды неонатурализма 189
«Типологические ряды» искажения реальности 201
«Артефакты» поп-арта 224
Романтизм, «одухотворенный» нигилизмом 241
Жанры
Эпитома. Стереотипность соотнесения 248
РАМКИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ИДЕЙНОЙ «ЗАВЕРБОВАННОСТИ» 255
«Героический эпос» позднебуржуазного искусства –
Культ случая и рока 266
«Безмятежное созерцание несоответствия вещей» 279
«Белокурые бестии», или манекены 290
Мир и миф «второй действительности» 300
Жрецы и творцы
Эпитома. Торговцы грезами 324
ОТ «ФАБРИКИ СНОВ» ДО «ТРЕСТА УБИЙЦ» 331
Лучшие и худшие годы Голливуда –
АПОСТОЛЫ силы 344
На видеоорбите
Эпитома. Письменная культура и видеокультура 354
ВИДЕОКУЛЬТУРА: ОБЕЩАНИЕ ИЛИ УГРОЗА? 358
Драма идей –
Трагикомедия контрастов 369
«Историю нельзя обмануть» 385
Ключевые слова
См. также:
Социологические исследования.
1990.
№ 8.
С. 106-111.
[Статья]
Неприкосновенный запас.
2008.
№ 6.
[Статья]
Социологические исследования.
2007.
№ 9.
С. 125-130.
[Статья]
[Книга]
Общественные науки и современность.
1991.
№ 1.
С. 61-65.
[Статья]
Социологические исследования.
2000.
№ 7.
С. 58-64.
[Статья]