Эксоцман
на главную поиск contacts
Данная монография опирается на материалы 65-ти мягких интервью, проведённых в 5-ти российских регионах и в Москве с женщинами-предпринимателями о "внутренней картине женского лидерства" и успешных стратегиях делового поведения в бизнесе. Материалы интервью с женщинами предпринимателями дополняются данными экспертных интервью в регионах и интервью с мужчинами-предпринимателями. Исследование включает в себя также материалы 42-х интервью о месте женского бизнеса в развитии предпринимательства в России. В первой части автором рассматриваются исторические предпосылки женского предпринимательства в современной России, разрабатываются теоретические подходы к изучению феномена, представляется общий замысел и методы исследования. Вторая часть посвящена изложению эмпирических результатов. Автор предлагает диапазон социальных факторов, которые определяют специфику женского лидерства. В монографии рассматриваются ролевые и региональные особенности женского бизнеса в рамках политической и экономической культуры, в морально-этическом контексте современного предпринимательства. Анализ женского лидерства был бы неполным без внимания к личностным качествам женщин-предпринимателей (психологических особенностей, особенностей социализации и трудовой мотивации), а также к их восприятию богатства, места семьи, досуга и сексуальности в жизни преуспевающей женщины. Книгу завершает ряд рассказов, содержащих выдержки из интервью с женщинами-руководителями, которые иллюстрируют примеры успешного женского предпринимательства. Монография рассчитана на социологов, психологов, руководителей фирм и предприятий, интересующихся социально-психологическими особенностями мужского и женского менеджмента в частных фирмах.

Введение.
Мифы и реалии женского предпринимательства в России.
Часть первая. Теоретические и методологические подходы к изучению женского предпринимательства в мировом и российском измерениях.

Глава 1. Лидеры женского предпринимательства: исторические фрагменты и современная ситуация
1.Женское предпринимательство в России: исторические фрагменты
2.Женское предпринимательство в мировом и российском измерениях
3.Женское предпринимательство в России 90-х годов: проблемы и трудности

Глава 2. Феномен женского лидерства: теоретические подходы и эмпирические закономерности
1.Мужское и женское лидерство: стереотипы и эмпирические закономерности
2.Может ли женщина достичь успехов в бизнесе: взгляд современных аналитиков
3.Женский менеджмент: пространство преимуществ

Глава 3. Методы исследования женского предпринимательства в мировой и российской практике
1.Метод построения индивидуальных и коллективных портретов
2.Традиционные социологические и социально-психологические методы: возможности и ограничения
3.Биографические методы
4.Методы интервью: фигура интервьюера и оптимальные модели интервью

Глава 4. Лидеры женского предпринимательства: трудный путь к успеху. Замысел исследования и стратегия его реализации
1.Цели, задачи и гипотезы исследования
2.Выборка исследования и принципы её формирования
3.Метод мягкого интевью и другие исследовательские техники
4.Диапазон и фокусы анализа материалов исследования
5.Инструментарий исследования: принцип многослойного анализа

Часть вторая. Эмпирические результаты исследования женского предпринимательства в России

Глава 5. Женщина в бизнесе: меняющиеся образы и роли
1.Может ли женщина управлять организацией в России: позиция экспертов и мужчин-бизнесменов
2.Женщина-начальник: самовосприятие преимуществ и ограничений
3.Мужчина и женщина: лидерство в паре
4.Деловые и личностные качества: Я-концепция лидеров мужского и женского бизнеса в России

Глава 6. Регионы, бизнес и власть
1. Россия и её регионы: пять территорий в фокусе исследования женского предпринимательства
2.Москва и регионы: где легче делать бизнес?
3.Региональный бизнес и региональная власть: трудный путь к пониманию

Глава 7. Деловая женщина как кризисный менеджер: региональные варианты
1.Женщины-директора АО и частные предприниматели: фрагменты зеркального анализа
2.Шесть антикризисных стратегий: как выжить предприятию в рынке
3.Меняет ли предприятие приватизация, а рынок - женщин-директоров?
4.Внутренние мотивы, ценности, надежды женщин-директоров

Глава 8. Женщина-предприниматель в экстремальных ситуациях
1.Женщины и борьба с рекетом
2.Женщины в бизнесе: риск и страхи
3.Конкуренция: стратегии успеха
4.Легко ли подняться после падения

Глава 9. Женщина-предприниматель в политиченском пространстве России
1.Политическая индифферентность женского руководящего электората территориальные различия и механизмы возникновения
2.Женское лидерство в политике: восприятие и оценки
3.Политический выбор: кого и почему уважают женщины в политике
4.Женские предпринимательские объединения: от дела до политики не так далеко

Глава 10. Деловая женщина в этическом измерении: московский и региональный варианты
1.Этос предпринимательства: общероссийские тенденции и проблемы
2.Этика и бизнес: не всё так просто, как может казаться сначала
3.Деловая женщина в этическом измерении: самарский вариант

Глава 11. Мотивация и ценности бизнеса: человек больше богатства
1.Деньги, самореализация, интерес: пирамида мотивации бизнеса
2.Богатство: парадоксы российской ментальности
3.Спонсорство и меценатство: критерии и стратегии

Глава 12. Семья, досуг и романтические увлечения: можно ли оставаться женщиной, когда ты начальник
1.Семья и бизнес: существует ли конфликт интересов?
2.Муж и жена-предприниматели: трудности и преимущества двойного лидерства
3.Неравное партнёрство:можно ли избежать потерь
4.Деловая женщина: флирт, романтические отношения, секс

Глава 13. Может ли государство помочь женскому бизнесу в России?
1. Дискриминация женского бизнеса: взгляд женщин-предпринимательниц два годя спустя
2.Государство и женское предпринимательство: чего ждут от государства лидеры женского бизнеса
3.Региональные программы поддержки малого бизнеса: направления оптимизации
Глава 14. Психологическое измерение лидеров женского предпринимательства

1.Психологические особенности личности женщин-лидеров
2.Особенности воспитания и развития женщин-лидеров в детстве и юности
3.О психологической изменяемости в процессе предпринимательской деятельности

Глава 15. Женщины, преуспевающие в бизнесе: 8 маленьких портретов
1.Ольга Кричевская: Бизнес немыслим без риска
2.Наталья Сердюк: Я умею честно делать дело
3.Татьяна Зрелова: Просто я счастливая
4.Мария Воронина: Мечтаю купить самолёт
5.Марина Каретная: Никогда не виню других
6.Дания Вагапова: Я профессиональный банкир, поэтому не боюсь
7.Гульнара Табакчи: Сегодня мне мало миллиона долларов
8.Любовь Сычёва: В жизни надо уметь бороться
Заключение. Женское предпринимательство в России на пороге XXI века: "тихая революция"
Ключевые слова

См. также:
Нина Исакова, Лидия Кавуненко, Frederike Welter, David Smallbown
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 146-155. 
[Статья]
Юлия Александровна Монахова
[Учебная программа]
Павел Геннадиевич Антипин, Евгения Сергеевна Балабанова, Светлана Юрьевна Барсукова, Марина Геннадиевна Пугачева, Вадим Валерьевич Радаев, Александр Юрьевич Рожков, Елена Владимировна Тюрюканова, Анна Фенько, Елена Ивановна Филиппова, Дмитрий Анатольевич Функ
[Книга]
Лилия Васильевна Бабаева
Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 134-135. 
[Статья]
Елена Борисовна Мезенцева
Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. 1998.  Т. 1.
[Статья]