Эксоцман
на главную поиск contacts

Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации

Опубликовано на портале: 22-04-2004
Москва, 2002
Проблемы российской бедности оказались в фокусе внимания системы организаций ООН с 1995 года, когда регулярно стал издаваться доклад о развитии человеческого потенциала в России, в котором вопросы уровня и качества жизни являются ключевыми. После августовского кризиса 1998 г., последствием которого стало масштабное падение уровня жизни, ПРООН совместно с Бюро МОТ в Москве провели круглый стол "Влияние августовского кризиса на масштабы бедности в России". В рамках круглого стола был поставлен вопрос о том, что уровень бедности уже больше не может рассматриваться только как критерий успешности (или неуспешности) проводимых реформ. Сокращение масштабов и глубины бедности должно стать центральной задачей социальной политики. Для консультаций по вопросам мониторинга уровня бедности и разработки стратегии содействия сокращению бедности Московским Бюро МОТ был приглашен господин Хан - ведущий специалист по проблемам бедности, который провел серию консультаций с российскими исследователями проблем бедности и сотрудниками Министерства труда и социального развития РФ. 6 октября 1999 г. Международная Организация Труда (Московское Бюро МОТ), Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Федерация независимых профсоюзов России и Координационный совет объединения работодателей России провели в Москве совместную Международную конференцию "Социально-трудовая сфера: преодоление негативных последствий переходного периода в Российской Федерации". В рекомендациях данной конференции обострение проблем бедности было отмечено как одно из самых значимых негативных последствий проводимых реформ. Данный доклад подготовлен в рамках программы сотрудничества между Россией и МОТ на 2000 - 2001 гг. На финансирование подготовки данного документа был использован грант Шведского правительства. Для разработки рекомендаций по стратегии содействия сокращению бедности в России были использованы материалы всех международных организаций, входящих в тематическую группу по бедности. Непосредственно для подготовки аналитических материалов и рекомендаций Правительству РФ была создана рабочая группа консультантов в следующем составе: Овчарова Л. Н. - руководитель группы, к.э.н., зав. лабораторией ИСЭПН РАН; Римашевская Н. М. - консультант проекта, д.э.н., директор ИСЭПН РАН; Зубаревич Н. В. - консультант по вопросам регионального неравенства и межбюджетных отношений, к.г.н., доцент МГУ им. Ломоносова; Левина М. - консультант по вопросам социального законодательства, к.ю.н., с.н.с. Института государства и права РАН; Мисихина С. Г. - консультант по вопросам социальной защиты населения, к.э.н., с.н.с., ИЭ РАН; Прокофьева Л. М. - консультант по проблемам бедности , к.э.н., в.н.с. ИСЭПН РАН; Степанчикова Н. М. - консультант по трудовому законодательству, с.н.с. ИЭ РАН; Четвернина Т. Я. - консультант по вопросам занятости , зав. отделом ИЭ РАН; Яковлев Р .А. - консультант по вопросам оплаты труда, зам. директора НИИ труда.

Введение
1. Характеристика основных социально-демографических групп бедного населения
1.1.Группы населения и домохозяйств, находящихся в наиболее сложном экономическом положении
1.2. Новые бедные
1.3.Региональная дифференциация
1.4. Гендерный аспект бедности
1.5.Политика, направленная на сокращение действия факторов бедности
2.Бедность и здоровье населения
2.1. Общая характеристика здоровья населения России
2. 2. Как связаны бедность и здоровье
2. 3.Какова бесплатность российского здравоохранения
2.4. Что может способствовать улучшению здоровья бедных слоев населения
3. Какие процессы на рынке труда спровоцировали рост масштабов и глубины бедности
3.1. Безработица и ее роль в увеличении масштабов распространения бедности
3.1.1.Особенности российской безработицы
3.1.2.Общая и регистрируемая безработица
3.1.3. Пособие по безработице и его роль в системе социальной защиты безработных
3.1.4. Безработица среди молодежи
3.1.5. Приоритетные направления политики на рынке труда
3. 2. Заработная плата и ее роль в стратегии сокращения бедности
3.2.1.Основные показатели уровня и дифференциации оплаты труда
3.2.2. Заработная плата и бедность
3.2.3. Какая реформа оплаты труда будет способствовать сокращению бедности среди работающего населения
4.Социальные трансферты и их роль в стратегии содействия сокращению бедности в России
4.1.Система социальных пособий, выплат и льгот
4.2.Охват населения социальными пособиями и льготами
4.3.Размер и динамика величины социальных пособий, выплат и льгот.
4.4.Эффективность действующей системы социальных трансфертов, влияние социальных пособий и льгот на доходы и бедность
4.5.Пенсионное обеспечение
4.6.Направления реформирования системы социальных выплат и льгот
5.Бедность и институциональные ограничения, способствующие ее расширению
5.1. Социальное законодательство и его влияние на масштабы распространения бедности
5.1.1. Законодательство, регулирующее систему социальных льгот и выплат
5.1.2. Перспективы совершенствования социального законодательства с целью содействия сокращению бедности
5.2.Трудовое законодательство
5.2.1. Стратегии работодателя при высвобождении работников
5.2.2. Работа по совместительству: возможности и ограничения
5.2.3. Неполная занятость
5.2.4. Профсоюзы и занятость
5.2.5. Основные причины трудовых споров и практика их разрешения
5.2.6. Социальная защищенность работников в зависимости от вида трудового контракта на предприятиях различных форм собственности
5.2.7.Меры по содействию сокращению бедности в сфере регулирования трудовых отношений
6.Региональный аспект стратегия содействия сокращению бедности
6.1. Контрасты регионального развития: базисные причины, советское наследие и новые черты переходного периода
6.2. Региональные различия и динамика доходов и уровня бедности
6.3. Государственная политика выравнивания территориальных диспропорций социальных расходов : бюджетные и внебюджетные механизмы.
6.4. Стратегия содействия сокращению бедности в условиях высокого уровня регионального неравенства
7. Статистический мониторинг уровня бедности
7.1. Порядок определения прожиточного минимума
7.2. Оценка уровня бедности на основе макроэкономических данных
7.3. Оценка уровня бедности на основе данных обследования бюджетов домашних хозяйств
7.4. Основные противоречия показателей бедности
8. Рекомендации по стратегии содействия сокращению бедности
8.1. Предупреждение дальнейшего расширение масштабов бедности
8.2.Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения
8.2.1. Меры институционального регулирования занятости
8.2.2.Меры содействия сокращению бедности в сфере оплаты труда
8.2.3. Меры содействия сокращению бедности в сфере содействия занятости
8.3. Меры содействия сокращения бедности среди социально уязвимых групп населения
8.3.1.Меры, направленные на совершенствование социального законодательства
8.3.2.Меры, направленные на создание эффективного методологическогообеспечения адресности
8.3.3.Эксклюзивные меры сокращения бедности среди отдельных социально уязвимых групп населения
8.3.4. Гарантии доступа бедным к минимально необходимым медицинским услугам
8.3.5. Источники финансирования содействия сокращениюбедности социально уязвимых групп
8.4. Уровни принятия решений
8. 5 Стратегия содействия сокращению бедности в условиях высокого регионального неравенства

Ключевые слова

См. также:
К. Пентек
Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 126-131. 
[Статья]
Внешнеэкономические связи. 2004.  Т. 10. № 10. С. 64-67. 
[Статья]
Владимир Олегович Рукавишников
Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 16-26. 
[Статья]
Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 13-22. 
[Статья]