Эксоцман
на главную поиск contacts

Proust sociologue : De la maison aristocratique au salon bourgeois

Опубликовано на портале: 27-02-2004
Paris: Descartes & Cie, 1997, 211 с.
Книга Биду-Захариазен "Марсель Пруст - социолог: от аристократического дома к буржуазному салону" отличается своеобразием методологического подхода к исследованию аристократической и буржуазной культуры. Автор (социолог по образованию) предпринимает попытку совместить социологический и литературный анализ и проанализировать серию романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», рассматривая их как источник информации о взаимоотношении аристократии и буржуазии в период с 1880х по 1920-е годы. В книге показывается, как буржуазия находит «ахиллесову пяту» у аристократии – ее антиинтеллектуализм. Культура становится оружием атаки буржуазии на аристократию.

Введение проясняет методологический подход книги. Отмечается, что эпопея Пруста построена на манер басни, совмещая диахроническое и синхроническое измерение, историческое и событийное, с моралью под конец. Автор указывает, что не является изобретателем идеи о том, что романы Пруста «социологические», т.к. содержат этнографические описания сцен светской (салонной) жизни и предлагают социально-структурный (а не психологический) взгляд на персонажей. Об этом писали многие французские социологи, например Р.Барт. Но Биду-Захариазен удается реконструировать «социологическую методологию» Пруста, показывая, что он анализирует элитные круги в «перспективе» теории светского пространства, автором которой является. Его подход схож с фигурационной социологией Н.Элиаса, т.к. в центре внимания – социально-структурные взаимоотношения между персонажами. Главные герои Пруста женщины, хозяйки светского пространства, и именно они вершат трансформацию культур (это для своего времени диссидентский взгляд). Методом Пруста является помещение в роман двух женских фигур, одна из которых является хозяйкой аристократического дома (герцогиня Ориана де Германтес), а другая – хозяйка буржуазного интеллектуального салона (мадам Вердурин). Пруст прослеживает траектории этих героинь, показывая через них эволюцию светских пространств.

Часть первая (главы 1-5).
Высвечивается светское общество начала века, взаимоотношения между двумя классами – аристократией и новой буржуазией. Социальная мобильность, поиск легитимности буржуазией. Анализируются сцены, где задействовани главные героини, и затем светские сцены второго плана, где развиваются периферийные модели развития светского общества. Буржуазия пытается противопоставить аристократическим светским развлечениям новую модель конституирования сообщества – интеллектуальный салон, с участием писателей и художников. В конечном итоге две модели салонов сближаются. Дело Дрейфуса – значимое событие, вокруг которого происходит кристаллизация новых идентичностей образованной публики.

Часть вторая (главы 6-8).
Рассматривается салон как историческая модель социальной мобильности. Затем анализируется эпистемология взгляда Пруста на современность и доказывается значимость эпопеи Пруста как социологического произведения, прустовой модели видения мира как социологического видения. В конце книги рассматривается прустианское «исследование» в контексте влиятельных социологических подходов его времени (Тард, Дюркгейм).

Ключевые слова

См. также:
Михай Вайда
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 254-258. 
[Статья]
Евгений Всеволодович Балацкий
Общественные науки и современность. 2011.  № 3. С. 134-146. 
[Статья]
Д.В. Баженов
Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 144-146. 
[Статья]
Джон Хигли, Ян Пакульский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 1. P. 67-84. 
[Статья]
Monique de Saint-Martin
[Книга]