Эксоцман
на главную поиск contacts

Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - С.18-53.

Опубликовано на портале: 01-04-2004
Казань: Изд-во КГУ, 2000, 18-53 с.
Тематический раздел:
В статье Хилгартнера и Боска предлагается концепция конкуренции между социальными проблемами, разработанная в рамках конструкционистского подхода. Социальные проблемы конкурируют между собой за то, чтобы попасть в публичную повестку дня. Эта конкуренция вызвана ограниченностью таких ресурсов, как пропускная способность публичных арен, включая средства массовой коммуникации, внимание и время политиков, а также внимание общественности.

В статье Хилгартнера и Боска предлагается концепция конкуренции между социальными проблемами, разработанная в рамках конструкционистского подхода. Социальные проблемы конкурируют между собой за то, чтобы попасть в публичную повестку дня. Эта конкуренция вызвана ограниченностью таких ресурсов, как пропускная способность публичных арен, включая средства массовой коммуникации, внимание и время политиков, а также внимание общественности. Повестка дня, устанавливаемая, в частности, политиками и средствами массовой коммуникации, неизбежно является ограниченной. Телевидение, радио, газеты не могут сообщать обо всем, что происходит в обществе. Их пропускная способность ограничена минутами эфирного времени, газетными площадями и т.д.. Точно так же на заседаниях парламентских комитетов и комиссий, пленарных заседаниях парламента, заседаниях правительства и президентских администраций обсуждается ограниченное число вопросов. Вследствие этого, в информационных агентствах, редакциях газет, телекомпаний, радиостанций, а также в парламентских комитетах, органах исполнительной власти различного уровня и т.д. постоянно осуществляется отбор социальных проблем, то есть принимаются решения о том, какие проблемы являются более важными в настоящий момент, заслуживают внимания, освещения, рассмотрения и, соответственно, тех или иных действий. При этом значительный успех какой-либо проблемы в этой борьбе обычно сопровождается вытеснением других социальных проблем на периферию или за пределы публичного дискурса. Каким критериям должна отвечать социальная проблема для того, чтобы выигрывать конкуренцию с другими проблемами? Такими критериями, по мнению Хилгартнера и Боска, являются драматичность, наличие информационных поводов, новизна, соответствие политическим интересам правящих элит и культурным предпочтениям. Вследствие этого, одни ситуации наделяются в обществе статусом серьезных социальных проблем, то есть находятся в центре внимания политиков, журналистов, экспертов, социальных работников, социологов и т.д. и вызывают высокий уровень общественного беспокойства, а другие, не менее опасные и угрожающие, не проблематизируются.
Ключевые слова

См. также:
Валерий Павлович Терин
Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 25-31. 
[Статья]
Ильдар Абдулович Рисмухамедов
Проблемы теоретической социологии. 2003.  № 4.
[Статья]
Н. Плотников
Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 49-50. 
[Статья]
Ирина Суркова, Валентина Николаевна Ярская
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 198-210. 
[Статья]
А.Д. Сычёв
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
[Статья]