Эксоцман
на главную поиск contacts

«Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - С.187-217.

Опубликовано на портале: 01-04-2004
Казань: Изд-во КГУ, 2000, 187-217 с.
Тематический раздел:
В статье К.Кинник, Д.Кругмана и Г.Камерона разрабатывается понятие «усталости сострадать», эмоционального выгорания аудитории по отношению к жертвам социальных проблем вследствие интенсивного освещения этих ситуаций средствами массовой коммуникации. Было установлено, что безжалостное сообщение плохих новостей отчуждает аудиторию, заставляя ее отворачиваться от социальных проблем. Представление о том, что чем больше сообщений о той или иной социальной проблеме, тем лучше с точки зрения поддержки общественностью изменения соответствующей ситуации в обществе, является очевидно неверным, делают вывод авторы. Коммуникационные стратегии должны во все большей степени учитывать перспективу работы с информационно перегруженной и эмоционально подавленной общественностью.

В рамках эмпирического исследования, первого на эту тему в области изучения коммуникации, измерялась усталость аудитории сострадать жертвам четырех социальных проблем: СПИДа, бездомности, насильственной преступности и жестокого обращения с детьми. Полученные данные свидетельствуют о различных уровнях эмоционального выгорания в отношении этих проблем. Было установлено, что усталость сострадать – это скорее ситуационная переменная, нежели черта личности. В ходе исследования были идентифицированы когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления усталости сострадать. Данные, полученные К.Кинник, Д.Кругманом и Г.Камероном, говорят о том, что характер современных средств массовой коммуникации действительно может способствовать возникновению эмоциональной опустошенности и равнодушия по отношению к социальным проблемам и их жертвам. Основными чертами средств массовой коммуникации, способствующими, по мнению авторов, возникновению усталости сострадать, являются (1) акцент на сенсационном, (2) преобладание «плохих новостей», (3) неспособность представить контекст социальных проблем и (4) представление проблем, но не их решений (мобилизующей информации).
Ключевые слова

См. также: