«Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - С.187-217.
Опубликовано на портале: 01-04-2004
Казань: Изд-во КГУ, 2000, 187-217 с.
Тематический раздел:
В статье К.Кинник, Д.Кругмана и Г.Камерона разрабатывается понятие «усталости
сострадать», эмоционального выгорания аудитории по отношению к жертвам социальных
проблем вследствие интенсивного освещения этих ситуаций средствами массовой коммуникации.
Было установлено, что безжалостное
сообщение плохих новостей отчуждает аудиторию, заставляя
ее отворачиваться от социальных проблем. Представление о том, что чем больше сообщений
о той или иной социальной проблеме, тем лучше с точки зрения поддержки общественностью
изменения соответствующей ситуации в обществе, является очевидно неверным, делают вывод авторы. Коммуникационные
стратегии должны во все большей степени учитывать перспективу работы с информационно
перегруженной и эмоционально подавленной общественностью.
В рамках эмпирического исследования, первого на эту тему в области изучения коммуникации, измерялась усталость аудитории сострадать жертвам четырех социальных проблем: СПИДа, бездомности, насильственной преступности и жестокого обращения с детьми. Полученные данные свидетельствуют о различных уровнях эмоционального выгорания в отношении этих проблем. Было установлено, что усталость сострадать – это скорее ситуационная переменная, нежели черта личности. В ходе исследования были идентифицированы когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления усталости сострадать. Данные, полученные К.Кинник, Д.Кругманом и Г.Камероном, говорят о том, что характер современных средств массовой коммуникации действительно может способствовать возникновению эмоциональной опустошенности и равнодушия по отношению к социальным проблемам и их жертвам. Основными чертами средств массовой коммуникации, способствующими, по мнению авторов, возникновению усталости сострадать, являются (1) акцент на сенсационном, (2) преобладание «плохих новостей», (3) неспособность представить контекст социальных проблем и (4) представление проблем, но не их решений (мобилизующей информации). |
Ключевые слова
аудитория социальная проблема средства массовой коммуникации усталость сострадать эмоциональное выгорание
См. также:
[Интернет-ресурс]
Проблемы теоретической социологии.
2003.
№ 4.
[Статья]
Социологические исследования.
1997.
№ 11.
С. 25-31.
[Статья]
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
1997.
№ 9.
С. 82-97.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2005.
Т. VIII.
№ 3.
С. 198-210.
[Статья]