Эксоцман
на главную поиск contacts

Гендерная экспертиза законодательства в области средств массовой информации.

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Москва: Эслан, 1998
Тематический раздел:
В книге предлагается подробный анализ СМИ с позиции гендерной методологии, подразумевающей изучение различных аспектов власти и доминирования через гендерные взаимоотношения в обществе. Автор проанализировала ряд законов РФ, а именно, "О средствах массовой информации", "О рекламе", "Об экономической поддержке районных (городских) газет" и т.д. Автор приходит к заключению, что женщины как гендерная группа не имеют доступа к СМИ, более того, СМИ транслируют недостоверную информацию о женщинах и для женщин. В книге автор прежде всего стремится проанализировать социальные и гендерные последствия той или иной правовой нормы. Кроме собственно гендерной экспертизы, предлагает читателю познакомиться с общей концепцией свободы слова в контексте прав человека. В заключение дает ряд рекомендаций по разработке государственной политики в сфере СМИ.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА-ЖЕНЩИН ("WOMEN'S HUMAN RIGHTS")
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СЛОВА И СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ
3. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА И СВОБОДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Понимание свободы слова. Свобода слова и цензура
3.2. Соотношение свободы слова и свободы СМИ. Доступ общественности к СМИ
3.3. Право на достоверную информацию. Информация и мнение (оценка)
3.4. Свобода и собственность. СМИ как бизнес
3.5. ТВ и радио. Проект закона о телевизионном вещании и радиовещании
3.6. Возможности правового регулирования Интернета и компьютерных СМИ
III. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СМИ
1. ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА
2. СВОБОДА СЛОВА И СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СМИ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ЦЕНЗУРЫ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКСИЗМА В ЯЗЫКЕ
2.1. Презентация Женщин В Российских СМИ
2.2. Образ женщин в СМИ
2.3. Доступ женщин к СМИ и представленность их как гендерной группы
3. ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМЫ В СМИ
3.1. Гендерные стереотипы в рекламе.
3.2. Нарушение принципа равноправия в рекламе.
3.3. Сексуализация рекламы.
4. ПРОБЛЕМЫ ЭРОТИКИ И ПОРНОГРАФИИ В СМИ
4.1. Регулирование презентации сексуальных материалов в СМИ за рубежом
4.2. Опыт правового регулирования сексуальных материалов в СМИ в России
4.3. Законопроект о регулировании сексуальной продукции: два чтения в Думе
4.4. Презентация порнографии и насилия в отношении женщин в СМИ и права человека
4.5. Феминизм и порнография: за и против
4.6. Порнография как гендерная проблема
4.7. Юридическое определение порнографии
4.8. Новые пути законодательства
5. МЕРЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ДОСТУПА ЖЕНЩИН К СМИ И ПО УСТРАНЕНИЮ СТЕРЕОТИПОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ООН
IV. ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СМИ
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ (ПОСТАНОВКА ВОПРОСА)
2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМИ
3. "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СМИ
4. СВОБОДА СМИ: ДОБРОВОЛЬНОЕ САМООГРАНИЧЕНИЕ
5. НОВЫЙ КОММУНИТАРИЗМ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ.

Ключевые слова

См. также:
Альбина Анатольевна Широбокова
Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
[Статья]
Мария Павловна Белоусова
[Учебная программа]
Светлана Григорьевна Айвазова
[Книга]
Алла Викторовна Кирилина
Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 138-143. 
[Статья]