Эксоцман
на главную поиск contacts

Мотивация и личность. 3-е изд.

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Санкт-Петербург: Питер, 2002, 478 с.
Через сорок восемь лет после своего первого выхода в свет книга "Мотивация и личность" по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии. Данное третье издание представляет собой переработку коллективом авторов классического текста с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему бoльшую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии. В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

Особенности базовых потребностей

Исключения из иерархии потребностей

До сих пор мы исходили из того, что данная иерархия устанавливает жесткий порядок вещей, однако в действительности он далеко не так постоянен, как можно было бы заключить в соответствии с вышесказанным. В самом деле, большинство людей, с которыми мы работали, судя по всему, имели базовые потребности, организованные в соответствии с вышеизложенными принципами. Однако было и множество исключений.

1.Есть люди, для которых, к примеру, самоуважение важнее, чем любовь. Чаще всего перестановка происходит вследствие представления о том, что человек, которого, по всей вероятности, любят, выносливая и сильная личность, вызывающая уважение или страх и уверенная в себе или агрессивная. Следовательно, люди, недополучившие любви и ищущие ее, могут изо всех сил стараться надеть на себя маску агрессивности и уверенности. Однако они главным образом стремятся обрести уважение к себе, и их поведенческие реакции в большей степени являются средством достижения этой цели, чем самоцелью; они стремятся скорее к самоутверждению ради любви, чем ради того, чтобы обрести самоуважение.

2.Есть люди, обладающие выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант. Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения.

3.Сила притязаний некоторых людей может постоянно слабеть и снижаться. При этом менее насущные цели могут просто потеряться и исчезнуть совсем: например, люди, продолжительное время испытывшие нужду (например, из-за постоянной безработицы), могут остаток своих дней довольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи.

4.Так называемая психопатическая личность представляет собой еще один пример устойчивой утраты потребности в любви. Одним из объяснений такой дисфункции является то, что есть люди, которые испытывали недостаток любви с первых дней своей жизни и просто навсегда утратили желание и способность любить и быть любимыми (как животные теряют сосательный или клевательный рефлексы, если вскоре после рождения эти навыки не находят применения).

5.Еще один случай перестановки в иерархии имеет место, когда потребность, долгое время находившаяся в удовлетворенном состоянии, начинает недооцениваться. Люди, которые никогда не испытывали продолжительный голод, склонны недооценивать его последствия и воспринимать пищу как нечто, не имеющее значения. Если у них доминирует высшая потребность, эта потребность рассматривается как самое важное. Поэтому возникает вероятность того (и это случается в действительности), что такие люди могут ради высшей потребности создать для себя ситуацию, в которой потребности базового характера останутся неудовлетворенными. Можно предположить, что на смену продолжительной депривации базовых потребностей придет переоценка обоих типов потребностей, и более насущные потребности фактически станут осознанно насущными для индивида, который с легкостью от них отказался. Таким образом, человек, который бросил работу, но не потерял уважения к себе, а затем голодал шесть месяцев или около того, может захотеть вернуть себе работу даже ценой потери уважения к себе.

6.Другим частичным объяснением явных перестановок представляется тот факт, что до сих пор мы говорили об иерархии на основе доминирования с точки зрения осознанных желаний и побуждений, а не с точки зрения поведения. Наблюдение лишь за поведением может произвести ложное впечатление. Мы утверждаем, что человек, лишенный возможности удовлетворить два типа потребностей, будет хотеть удовлетворения более базовой из них. При этом совсем не обязательно, что он или она будут вести себя в соответствии с этим желанием. Нужно еще раз подчеркнуть, что существует множество факторов, определяющих поведение помимо потребностей и желаний.

7.Возможно более важнее всех перечисленных исключения, связанные с идеалами, высшими социальными стандартами, высшими ценностями и т. п. Люди, преданные таким ценностям, становятся мучениками; они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того, что представляет ценность. Таких людей можно понять, по крайней мере отчасти, сославшись на одну фундаментальную концепцию (или гипотезу), которую можно назвать повышенной устойчивостью к фрустрации благодаря своевременному удовлетворению. Люди, на протяжении всей жизни которых, особенно в детстве и юности, базовые потребности были удовлетворены, судя по всему, чрезвычайно устойчивы в противостоянии последующим помехам в удовлетворении этих потребностей. Это происходит потому, что в результате базового удовлетворения у них сформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые спокойно переносят противодействие и расхождение во мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнения и готовы постоять за правду, заплатив дорогой для себя ценой. К ним относятся лишь те, кто любил и был любим по-настоящему, кто имел много глубоких дружеских привязанностей и кто способен выдержать ненависть, неприятие или гонения.

Мы говорим об этом, несмотря на тот факт, что при всестороннем рассмотрении устойчивости к фрустрации следует принять во внимание и то, что определенная доля этого качества относится исключительно к фактору привыкания. Например, весьма вероятно, что те, кто на протяжении долгого времени выработал привычку к относительному недоеданию, способен пережить недостаток в пище. Какого рода баланс создается между этими двумя тенденциями: привыканием, с одной стороны, и устойчивости к фрустрации, сформированной на основе удовлетворения в прошлом, с другой стороны, - предстоит выяснить в процессе дальнейших исследований. Между тем можно предположить, что обе они работают параллельно, поскольку они не противоречат друг другу. В отношении феномена повышенной устойчивости к фрустрации вполне вероятно, что наиболее важным является удовлетворение наиболее значимых потребностей в первые несколько лет жизни. Таким образом люди, которые чувствовали себя сильными и защищенными в раннем детстве, сохраняют ощущение силы и уверенности в себе перед лицом любой угрожающей им опасности.

Степени удовлетворения

До сих пор наша теоретическая дискуссия, возможно, создавала впечатление, что названные пять групп потребностей - физиологические, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации - находятся примерно в таких отношениях: если одна потребность удовлетворена, появляется другая. Такое утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100 %, прежде чем появится следующая. В действительности же, у большинства членов нашего общества, являющихся здоровыми людьми, часть базовых потребностей находится в удовлетворенном состоянии, но наряду с этим некоторые базовые потребности остаются неудовлетворенными. Более реалистическим подходом к нашей иерархии будет установка на снижение процентной доли удовлетворения по мере того, как мы поднимаемся в соответствии с нашей иерархией, построенной по принципу доминирования. Например, взяв совершенно произвольные цифры, скажем, что у среднего гражданина удовлетворены 85 % физиологических потребностей, 70 % потребностей в безопасности, 50 % потребностей в любви, 40 % потребностей в уважении и 10 % потребностей в самоактуализации.

Что же касается идеи о возникновении новой потребности после удовлетворения доминирующей потребности, то это явление не является внезапным и скачкообразным, но скорее постепенным, происходящим шаг за шагом, медленным формированием, причем в начале этого процесса уровень потребности ничтожен. Например, если доминирующая потребность А удовлетворена только на 10 %, потребность Б может не проявлять себя совсем. Однако по мере того, как уровень удовлетворения потребности А достигает 25 %, потребность Б может проявить себя на 5 %, а когда потребность А удовлетворена на 75 %, потребность Б проявляется на 50 %, и т. д.

Неосознанные потребности

Потребности не являются осознанными или неосознанными в обязательном порядке. В целом, однако, у среднего человека они чаще бывают неосознанными, чем осознанными. В данный момент не обязательно рассматривать всю массу свидетельств того, насколько решающей может быть роль неосознанной мотивации. То, что мы назвали базовыми потребностями, главным образом представляет собой неосознанные потребности, которые при помощи обладающих соответствующим опытом людей и надлежащих приемов могут стать осознанными.

Культурная специфика

В данной классификации базовых потребностей предпринимаются попытки учесть относительную общность, стоящую за внешними различиями конкретных желаний в разных культурах. Безусловно, в любой отдельной культуре содержание сознательного уровня мотивации индивида, как правило, существенно отличается от сознательного уровня мотивации индивида, принадлежащего к другой культуре. Однако, по общему впечатлению антропологов, люди, даже в различных обществах, куда больше похожи друг на друга, чем мы могли бы подумать при первом знакомстве с ними; при этом, чем ближе мы узнаем их, тем больше мы обнаруживаем в них общего. Мы осознаем, что самые впечатляющие различия носят скорее поверхностный, чем фундаментальный характер (например, различия в стиле прически или одежды, в предпочтении определенной пищи). Наша классификация базовых потребностей отчасти является попыткой принять во внимание это единство, стоящее за внешним своеобразием культур. Мы не станем утверждать, что это универсальное свойство всех культур. Мы утверждаем лишь, что это единство более универсально, более фундаментально, чем поверхностные сознательные желания, и оно позволяет приблизиться к характеристикам, свойственным всем людям. Базовые потребности носят более общий характер, чем внешние проявления желаний или поведение.

Сложная мотивация поведения

Данные потребности должны пониматься не как исключительные или единственные определяющие факторы конкретных типов поведения. Примером может послужить любой тип поведения, который представляется мотивированным физиологически, такой как еда, сексуальная игра и т. п. Клинические психологи давно обнаружили, что любое поведение может служить каналом для проявления различных импульсов. Иными словами, любое поведение полидетерминировано, т. е. имеет сложную мотивацию. Что касается самих мотивационных детерминантов, любое поведение скорее определяется несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем только одной из них. Последнее скорее представляет собой исключение. Процесс еды отчасти служит тому, чтобы наполнить желудок, отчасти тому, чтобы успокоить и умерить другие потребности. Любовью занимаются не только ради сексуальной разрядки, но также ради того, чтобы убедиться в собственной сексуальности, почувствовать себя сильным или насладиться нежностью. В качестве иллюстрации можно проанализировать (если не практически, то теоретически) отдельное действие индивида и найти в нем проявление физиологических потребностей, потребностей в безопасности, потребностей в любви, потребностей в уважении и самоактуализации. Это резко противоречит более наивному взгляду психологии черт характера, в соответствии с которым одна характерная черта человека или один мотив отвечают за определенный тип действия, например агрессивное действие определяется исключительно агрессивностью.

Немотивированное поведение

Существует фундаментальное различие между экспрессивным поведением и копинг-поведением (энергичные усилия функционального характера, решительное движение к поставленной цели). Экспрессивное поведение не означает попыток что-либо сделать; оно просто является отражением личности. Глупый человек ведет себя глупо не потому, что ему этого хочется, он стремится к этому или его поведение имеет определенные мотивы, но просто потому, что он таков, каков он есть. То же самое верно и в том случае, если я пою басом, а не тенором или сопрано. Случайные движения здорового ребенка, улыбка на лице счастливой женщины, даже если рядом с ней никого нет, упругость походки здоровой женщины, ее стройная осанка представляют дополнительные примеры экспрессивного, не функционального поведения. Манера, в которой личность ведет себя, включая мотивированное и немотивированное поведение, также чаще всего носит экспрессивный характер (Allport and Vernon, 1933; Wolf, 1943).

Здесь мы можем спросить, любой ли вид поведения выражает или отражает структуру характера? Это не так. Механическое, привычное, автоматическое или традиционное поведение может быть, а может и не быть экспрессивным. То же самое верно по отношению к большинству типов поведения, определяемого стимулами.

И наконец, необходимо подчеркнуть, что экспрессивность и целеустремленность поведения не взаимоисключающие категории. Обычно поведение включает оба типа (см. главу 6, где этот вопрос рассматривается более подробно).

Сосредоточение на животных и на человеке

Эта теория, прежде всего, имеет отношение к людям, а не к более низкоорганизованным и, предположительно, более простым животным. Слишком много данных, полученных при исследовании животных, оказались верными по отношению к животным, но не к людям. Нет никаких оснований исследовать животных, чтобы изучить мотивацию человека. Логика или, скорее, нелогичность, стоящая за общим заблуждением о псевдопростоте, многократно разоблачалась философами и логиками, а также учеными, представляющими иные сферы знания. Существует не больше необходимости начинать с изучения животных, прежде чем приступить к изучению человека, чем начинать изучение математики, прежде чем начать заниматься геологией, психологией или биологией.

Мотивация и патология

Сущность осознанной мотивации в повседневной жизни воспринимается как относительно значимая или незначимая в зависимости от того, насколько тесно она связана с базовыми потребностями. Желание съесть мороженое на самом деле может быть косвенным выражением желания любви. Если это так, то желание съесть мороженое становится чрезвычайно важной мотивацией. Если же мороженого хочется просто, чтобы ощутить прохладу во рту или чтобы что-то съесть, данное желание имеет относительно невысокую значимость. Будничные осознанные желания должны рассматриваться как симптомы, как внешние показатели более базовых потребностей. Если же мы будем считать, что за этими поверхностными проявлениями желаний не стоит ничего, что отличалось бы от их внешних проявлений, то вскоре мы придем к полнейшей путанице, разобраться в которой будет совершенное невозможно, поскольку мы всерьез занимались симптомами, не принимая во внимание то, что за ними стоит.

Помехи в осуществлении малозначимых желаний не ведут к психопатологическим последствиям; препятствия же на пути значимых базовых потребностей приводят к таким результатам. В основе любой теории психологического патогенеза должна лежать разумная теория мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно носят патогенетический характер. Они становятся таковыми, только если угрожают или препятствуют удовлетворению базовых или частных потребностей, тесно связанных с базовыми потребностями.

Роль удовлетворения

Выше мы несколько раз указывали на то, что наши потребности обычно проявляются лишь тогда, когда удовлетворены более насущные потребности. Таким образом, удовлетворение играет важную роль в теории мотивации. При этом потребности перестают играть активную детерминирующую или организующую роль, как только они удовлетворяются.

Это означает что, например, удовлетворенная в основном личность больше не имеет потребностей в уважении, любви, безопасности и т. д. О том, что она по-прежнему имеет такие потребности, можно говорить теперь лишь в почти метафизическом смысле, как можно сказать, что сытый человек имеет чувство голода или что наполненная бутылка имеет пустоту. Если мы интересуемся тем, что в действительности представляет собой наша мотивация, а не то, какой она была, будет или могла бы быть, тогда удовлетворенная потребность больше не представляет собой фактора мотивации. В практическом смысле она должна рассматриваться как несуществующая, исчезнувшая. Этот момент следует подчеркнуть, поскольку все известные теории мотивации либо упускали его из виду, либо находились в противоречии с ним. Здоровый, нормальный, счастливый человек не имеет сексуальных потребностей, потребностей в пище, потребностей в безопасности, любви, престиже, самоуважении, за исключением случайных эпизодов возникновения мимолетной угрозы. Можно выразить это иначе, сказав, что любой человек имеет все патологические рефлексы (например, Бабинского), поскольку они проявят себя при условии нарушений в нервной системе.

Исходя из таких соображений можно сделать дерзкое теоретическое допущение: человек, у которого есть препятствия на пути к удовлетворению любой из базовых потребностей, может с полным основанием рассматриваться как больной или, по меньшей мере, как находящийся в не вполне подобающем человеку состоянии. Здесь уместна параллель с тем, как мы определяем состояние человека, которому недостает витаминов или минералов, считая его нездоровым. Кто скажет, что дефицит любви менее важен, чем недостаток витаминов? Поскольку нам известно патогенетическое воздействие недостатка любви, кто сможет сказать, что мы апеллируем к ценностным проблемам ненаучным или неправомерным образом, отличным от того, как действует терапевт, ставя диагноз пеллагра или цинга и занимаясь лечением?

Далее следует отметить следующее: здоровые люди в первую очередь мотивированы своими потребностями, заставляющими их развивать и наиболее полно реализовывать свои способности и потенциальные возможности. Если человек имеет любые другие базовые потребности, хронически являющиеся неудовлетворенными, он просто болен, как тот безусловно нездоровый человек, у которого возникает внезапная непреодолимая потребность в поедании соли или кальция. Если мы будем использовать слово нездоровый таким образом, нам придется честно посмотреть в лицо факту взаимосвязи между человеком и обществом. Одним из выводов, вытекающих из нашей дефиниции, будет то, что: 1) поскольку человек, имеющий препятствия на пути к удовлетворению любой из базовых потребностей, должен быть назван нездоровым, и 2) поскольку фундаментальные препятствия такого рода, в конечном счете, создаются внешними по отношению к индивиду силами, значит 3) болезнь индивида вытекает, в конечном счете, из болезни общества. Хорошее или здоровое общество, следовательно, определяется как такое, в котором есть возможность для проявления высших устремлений людей благодаря удовлетворению всех их базовых потребностей.

Если данные утверждения кажутся необычными или парадоксальными, читатель может быть уверен в том, что это лишь один из множества парадоксов такого рода, которые предстанут перед ним по мере того, как мы будем заниматься пересмотром наших подходов к более глубокой мотивации. Когда мы спрашиваем, чего хочет человек от своей жизни, мы имеем дело с самой сущностью человека.

Функциональная автономия

Высшие базовые потребности после продолжительного удовлетворения могут стать независимыми как от их более могущественных предпосылок, так и от надлежащего уровня удовлетворения их самих1. Например, взрослый человек, потребности которого в любви были удовлетворены на заре его жизни, становится более независимым, чем средний человек, в отношении удовлетворения потребностей в безопасности, принадлежности и любви. Это сильная, здоровая, автономная личность, которая вполне способна справиться с утратой любви и популярности. Но эти силы и здоровье обычно обеспечиваются в нашем обществе ранним и продолжительным удовлетворением потребностей в любви, безопасности, принадлежности и потребностей в уважении. Получается, что данные стороны личности стали функционально автономными, т. е. независимыми от того самого удовлетворения, которое породило их. Мы предпочитаем рассматривать структуру характера как наиболее важный целостный пример функциональной автономии в психологии.

1Гордон Оллпорт (Allport, 1960, 1961) изложил и истолковал принцип, в соответствии с которым средства достижения цели могут превратиться в фактор удовлетворения самих себя, сохраняя лишь историческую связь со своим происхождением. Они могут стать желанными сами по себе. Это напоминание о чрезвычайной важности научения и изменений для мотивационной жизни накладывается на все сказанное прежде в связи с грандиозной сложностью проблемы. Между данными двумя группами психологических принципов нет противоречия; они взаимно дополняют друг друга. Могут ли такие благоприобретенные потребности рассматриваться в качестве базовых потребностей в соответствии с критериями, которые использовались до сих пор, предстоит решить в процессе будущих исследований.

<

Предисловие к третьему изданию

Благодарности

Предисловие ко второму изданию

Вступительное слово. Влияние Абрахама Маслоу
Введение
Влияние Маслоу
Краткая биография
Литература

Часть I. Теория мотивации

Глава 1. Введение в теорию мотивации
Холистический подход
Парадигма мотивационных состояний
Средства и цели
Неосознанная мотивация
Общность человеческих желаний
Сложная мотивация
Мотивационные состояния
Удовлетворение порождает новую мотивацию
Невозможность составить список влечений
Классификация мотиваций с учетом основных целей
Неадекватность данных, полученных при экспериментах с животными
Окружение
Интегрированное действие
Немотивированное поведение
Возможность достижения цели
Реальность и бессознательное
Мотивация высших человеческих возможностей

Глава 2. Теория человеческой мотивации
Иерархия базовых потребностей
Физиологические потребности
Динамика иерархии потребностей
Потребности в безопасности
Потребности в любви и принадлежности
Потребности в уважении
Потребность в самоактуализации
Предпосылки удовлетворения базовых потребностей
Базовые когнитивные потребности
Желания знать и понимать
Эстетические потребности
Особенности базовых потребностей
Исключения из иерархии потребностей
Степени удовлетворения
Неосознанные потребности
Культурная специфика
Сложная мотивация поведения
Немотивированное поведение
Сосредоточение на животных и на человеке
Мотивация и патология
Роль удовлетворения
Функциональная автономия
Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
Последствия удовлетворения базовой потребности
Научение и удовлетворение
Удовлетворение и формирование характера
Удовлетворение и здоровье
Удовлетворение и патология
Сущность теории удовлетворения
Психотерапия
Установки, интересы, вкусы и ценности
Классификация типов личности
Скука и интерес
Счастье, радость, довольство, восторг и экстаз
Социальные последствия
Уровень фрустрации
Случайное, бесцельное поведение и поведение с целью развлечения
Автономия высших потребностей
Влияние удовлетворения
Глава 4. Пересмотр теории инстинкта
Важность пересмотра теории
Критика традиционной теории инстинкта
Редукционизм
Подход "все или ничего"
Непреодолимые силы
Примитивные импульсы
Дихотомия инстинкта и разума
Антагонизм между инстинктами и обществом
Обособленные инстинкты
Подавление инстинктов
Базовые потребности в теории инстинкта
Инстинкты, свойственные только человеку
Фрустрация носит патогенетический характер
Удовлетворение носит здоровый характер
Побудительность
Психотерапия
Поощрение инстинктов
Разрешение противоречия

Глава 5. Иерархия потребностей
Различия между высшими и низшими потребностями
Выводы, сделанные на основании иерархии потребностей

Глава 6. Немотивированное поведение
Копинг в сравнении с экспрессией
Целенаправленное и бесцельное поведение
Парадокс - старание не стараться
Внешние и внутренние детерминанты
Поведение, приобретенное в процессе научения, и поведение, не связанное с научением
Возможность контроля
Воздействие на окружающую среду
Средства и цели
Сознательное или бессознательное поведение
Экспрессивное поведение
Бытие
Искусство
Оценка
Игра
Интеллектуальная экспрессия

Часть II. Психопатология и соответствие норме

Глава 7. Происхождение патологии
Депривация и угроза
Конфликт и угроза
Индивидуальное определение угрозы
Травма и болезнь как угроза
Подавление самоактуализации как угроза
Источник патологии
Выводы

Глава 8. Является ли склонность к агрессивному поведению инстинктивной?
Животные
Дети
Антропология
Клинический опыт
Эндокринология и генетика
Теоретическая оценка
Склонность к деструктивному поведению: инстинктивная или приобретенная?

Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
Психотерапия и удовлетворение потребностей
Шаманское исцеление
Отсутствие связи между теорией и результатами
Хорошие результаты достигаются различными методами
Личность психотерапевта
Улучшение без "психотерапии"
Психотерапевтический эффект жизненного опыта
Успешное лечение неподготовленными психотерапевтами
Выводы
Добрые отношения между людьми
Дружба: умение любить и быть любимым
Взаимоотношения: непременное условие для психотерапии
Психотерапия: обучение в процессе взаимоотношений
Повседневная жизнь в качестве психотерапии
Самотерапия
Групповая психотерапия
Хорошее общество
Что такое хорошее общество?
Как общество влияет на природу человека?
Профессиональная психотерапия
Методы
Инсайт и удовлетворение потребностей
Глава 10. Подходы к соответствию норме и здоровью
Традиционные представления
Среднестатистическое значение
Социальные нормы
Культурные нормы
Пассивная адаптация
Отсутствие болезни
Новые концепции
Чем мы можем стать
Врожденные качества человеческой натуры
Разграничение между врожденным и случайным
Условия, необходимые для здоровья
Окружение и личность
Психологическая утопия
Природа нормы

Часть III. Самоактуализация

Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья
Исследование
Материал и методы
Сбор и презентация данных
Результаты наблюдений
Восприятие реальности
Принятие
Спонтанность
Центрирование на проблеме
Склонность к уединению
Автономия
Свежесть восприятия
Пиковые переживания
Человеческое родство
Скромность и уважение к окружающим
Межличностные отношения
Этика
Средства и цели
Чувство юмора
Креативность
Сопротивление приобщению к культурным нормам
Несовершенства
Ценности
Разрешение противоречий

Глава 12. Самоактуализирующиеся люди и любовь
Открытость
Способность любить и быть любимым
Сексуальность
Эго-трансцендентность
Веселость
Уважение к другому человеку
Любовь как самовознаграждение
Альтруистическая любовь
Отчужденность и индивидуальность

Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей
Исходные концепции
Новые подходы
Креативность самоактуализации
Восприятие
Самовыражение
"Вторая наивность"
Влечение к неизведанному
Разрешение противоречий
Отсутствие страха
Пиковые переживания
Уровни креативности
Первичный уровень
Вторичный уровень
Интегрированная креативность
Креативность и самоактуализация

Часть IV. Методология гуманитарных наук

Глава 14. Вопросы новой психологии
Научение
Восприятие
Эмоции
Мотивация
Интеллект
Познание и мышление
Клиническая психология
Зоопсихология
Социальная психология
Личность

Глава 15. Психологический подход к науке
Исследование ученого
Наука и человеческие ценности
Понимание ценностей
Законы, созданные человеком, и законы природы
Социология науки
Различные подходы к реальности
Психическое здоровье

Глава 16. Центрирование на средствах как противоположность центрирования на целях
Чрезмерное внимание к технике
Центрирование на средствах и научная ортодоксия

Глава 17. Формирование стереотипов как противоположность познания истины
Внимание
Восприятие
Научение
Мышление
Стереотипные проблемы
Стереотипные техники
Стереотипные выводы
Язык
Теория
Глава 18. Холистический подход к психологии
Холистически-динамический подход
Фундаментальная первооснова психологии
Холистическая методология
Ограничения теорий причинности
Концепция личностного синдрома
Медицинское применение
Динамически взаимозаменяемые части
"Аромат личности"
Психологический смысл
Реакция на проблему
Смысл целого, заложенный в его частях
Взаимозаменяемость частей
Сосредоточение на человеческом организме
Особенности личностных синдромов
Взаимозаменяемость
Круговая причинность
Сопротивление изменениям
Восстановление нарушенного уровня синдрома
Изменения синдрома как единого целого
Внутренняя согласованность
Склонность к крайностям
Изменения под давлением извне
Переменные: уровень и качество
Культурные детерминанты
Изучение личностного синдрома
Стандартные способы корреляции
Уровни увеличения
Группировка по смыслу
Синдромы, взаимосвязанные в организме
Уровень и качество личностных синдромов
Личностные синдромы и поведение
Логическое и математическое представление данных о синдроме
Литература
Послесловие. Наследие Абрахама Маслоу
Введение
Ощущение чуда
Незаметная революция
Психолог и философ науки
Гуманистическая психология
Теория
Гуманистическое движение
Гуманистическая психотерапия
Трансперсональная психология
Возникновение трансперсональных представлений
Исследование природы бытия
Психотерапия
Образование: гуманистические ценности и новые пути научения
Множественность интеллектов и креативность
Гуманистическое обучение и переход к трансперсональному обучению
Новые способы научения
Влияние теории Маслоу на производство и менеджмент
Гуманистические достижения в бизнесе
Проект VALS: непосредственное применение иерархии потребностей
Здоровье и человек в целом
Холистическое здоровье
Исцеление самого себя
Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин
Синергетическое общество
Социальные представления
Проблема зла
Взгляд в будущее
Непреходящее наследие
Обзор ссылок на книгу "Мотивация и личность"

Библиография и избранная литература
Гуманистическая и трансперсональная психология
Образование
Бизнес и менеджмент
Здравоохранение
Психология женщин
Синергетическое общество

Библиография трудов Абрахама Маслоу
Послесловие научного редактора
Алфавитный указатель


Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Валерий Михайлович Цветаев
[Книга]
Tony Stapley
Management Development Review. 1996.  No. 4. P. 5-8. 
[Статья]