К социальной толерантности - через гражданское общество" как проблема рационализации российского менталитета // Мы-сограждане (СМИ и общество)/Под ред.Л.И.Семиной. - С.117-133
Опубликовано на портале: 01-04-2004
Москва: БОНФИ, 2002, т.№2
Тематический раздел:
Цель статьи - соотнести понятия гражданского общества и толерантности в российском
дискурсе. С точки зрения автора, понятие гражданского общества воспринимается в российском
менталитете конструктивистски, потому что сформировано в иных культурно-исторических
условиях и как бы привнесено извне. В понятии толерантности также заложен двойной
смысл. С одной стороны, терпимость по отношению к другому несет печать разделяемой
религиозной традиции, исторического опыта. С другой - понятие толерантности в его
соврменном толковании во многом сформировано повседневной жизнью, в которой осваиваются
гражданско-правовые способы решения спорных ситуаций. Необходимость совмещения ментальной
традиции и повседневности и рассматривается как проблема рационализации российского
сознания.
Понятие рационализации, вынесенное в заголовок статьи, в данном контексте обозначает такие действия, которые придают иное направление содержанию, обусловленному «историческими корнями». Используя терминологию, закрепившуюся в современной социальной теории, представляющих эту тенденцию в гуманитарном знании рационалистов можно назвать конструктивистами, а их оппонентов – эссенциалистами. Различие между ними в этом широком толковании заключается, в восприятии автора, в том, что первые не склонны противопоставлять самосознание общностей их социальному бытию, в то время как вторые рассматривают духовные факторы преимущественно как вторичный продукт, социальный конструкт. В социокультурной практике «эссенциалисты» это, как правило, «патриоты», выступающие за бережное обращение с наследием прошлого, а «конструктивисты» – это «западники», которые стремятся преодолеть консерватизм отечественных традиций путем внедрения лучшего зарубежного опыта. Цель данной статьи рассмотреть на этих позициях соотносимость понятий толерантности и гражданского общества в российском дискурсе. За отправную точку берется дискуссионный тезис о том, что понятие гражданского общества воспринимается российским менталитетом как конструктивистское. Затронуты две группы аргументов. Суть первой группы аргументов заключается в том, что идея гражданского общества является частью европейской и североамериканской истории, тогда как идея общества в российских условиях формировалась на иных исторических основаниях: она близка понятию соборности. Суть второй группы аргументов в том, что историко-культурный опыт других народов воспринимается данным этносом, как правило, «конструктивистски», подобно прививке. Логика этой позиции ведет к необходимости рассматривать проблему социальной толерантности также учитывая ее двойственную природу. С одной стороны, она связана с культурной традицией и историческим опытом. С другой стороны, она формируется «светской жизнью» и, чем отчетливее в последней выражена интенция к гражданско-правовому разрешению возникающих противоречий, тем шире «диапазон» толерантного отношения. |
Ключевые слова
высокая культура гражданское общество конструктивизм рациональность российский менталитет социальная толерантность этнос
См. также:
[Интернет-ресурс]
Вопросы государственного и муниципального управления.
2008.
№ 2.
С. 73-87.
[Статья]
[Конференции и семинары]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2004.
No. 3.
P. 95-108.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2017.
№ 3.
С. 157–167.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2019.
№ 4.
С. 87–98.
[Статья]