Эксоцман
на главную поиск contacts

L’enfance au chateau

Опубликовано на портале: 27-02-2004
Paris: Editions Rivages, 1990, 317 с.
Книга Мансиона-Риго "Детство в замке: домашнее образование французских элит в двадцатом веке" посвящена семейному воспитанию и домашнему образованию французских традиционных элит – дворянству и буржуазии. Опираясь на теоретический подход Хальбвакса к исследованию коллективной памяти, идею Бурдье о различении и литературу по социологии образования, автор предлагает читателю детальное описание социальных изменений в жизни старых элит на протяжении ХХ века, основанное на солидном эмпирическом исследовании. Исследование отталкивается от двух ключевых исторических событий, повлиявших на положение изучаемых социальных групп во Франции – введение закона об обязательном всеобщем образовании в 1885 и война 1914 года с финансовым дефолтом, обозначившая для многих необходимость работать и невозможность жить на ренту.

Книга написана живо и содержит большое количество деталей и подробных описаний образа жизни элит. Большим ее достоинством является подробное описание методологии и хода исследования. Корпус эмпирического материала состоит из анкет, интервью, материалов из личных архивов. Сначала было разослано около 1000 анкет по замкам Франции, из которых вернулось заполненными 426. Опросом были охвачены семьи из всех регионов Франции. Этот материал был в дальнейшем дополнен 50 глубинными интервью. В книге прилагается полный текст разосланной анкеты (она же послужила основой для интервью), которая может служить прекрасным образцом качественной методологии. Идеи автора подкрепляются большим количеством цитат из интервью.

Опрошенные принадлежат к двум поколениям. Старшее поколение – родившиеся между 1880 и 1910, младшее – родившиеся между 1910 и 1930. На основе интервью автор делает вывод о том, что изменения в домашнем образовании французских элит произошло в период социализации «младшего» поколения. Автор также уделяет внимание сходствам и различиям между группами элит, в особенности, между католическим дворянством и протестантской буржуазией.

Первая часть ”актеры в знакомой им обстановке”.

Глава 1. На пути к рассказам о детстве.

Рассказывается об истории исследования, о впечатлении автора от обстановке в домах элиты, обсуждается ценность источников и их специфика. Рассматривается стратификация исследуемого слоя населения (образование, доходы, занятия, религиозная принадлежность, политические взгляды) и основные моменты, объединяющие их.

Глава 2. Знатность.

Посвящена социологическому определению понятия ”знатности” и кризису, который ”знатность” в прежнем ее понимании переживает в период с 1885 по 1914 год. Рассматривается проблематика социологии образования применительно к данному исследованию. Специфика семейной структуры элиты. Семейные драмы периода первой мировой войны.

Глава 3. Дом.

Описывается номадический образ жизни традиционных элит, и влияние мульти-локальности на социализацию. Описывается, как входили в жизнь семейств различные технические изобретения (автомобиль, телефон и др.). Отношение к Парижу и к сельской местности. Любовь к провинции как статусный символ. Мир замка, в котором ”социальная дистанция – это само собой разумеющееся”. Описываются отношения членов семьи между собой, в светских кругах, со слугами, гувернерами, крестьянами.

Глава 4. Социальная среда. Признание и социальное исключение.

Механизмы сплочения социальной среды. Роль родителей, кузенов и кузин в дестве и юности. Организация досуга детей. Альянсы.

Глава 5. Прислуга: ”иностранцы в доме”.

Иерархическая организация жизни в замке. Внутренняя иерархия прислуги и конфронтация. Влияние прислуги на социализацию представителей элит. Постепенное исчезновение прислуги на протяжении ХХ века. Фигуры воспитателя и гувернантки.

Часть вторая. Содержание учебного плана и способы обучения.

Глава 6. Культурные практики в различных семьях (парижский свет, провинциальное дворянство, интеллектуальная буржуазия).

Различия в культурных интересах между дворянством и буржуазией. Интерес к истории региона. Изучение латинского языка. ”Классическое образование” как изначальная модель, которая затем претерпевает изменения.

Глава 7. Формирование художественного вкуса.

Формирование вкуса в области искусства в семьях. ”Хореография пера”. Практика ведения дневника. Переписка. Музыка, танцы, домашние оркестры. Выживка. Домашние салоны.

Глава 8. Искусство жизни.

Манеры. Стилизация и ритуализация повседневности. Умение сдерживать эмоции. Понятие ”стиля” в изучаемой социальной среде. Стилизация и аристократизм. Вежливость и ее различные модификации. Телесные практики. Дрессировка тела. Отношение между старшими и младшими.

Часть 3. Взгляд на мир и системы ценностей.

Глава 9. Семейная память. Семейный дом как материализация памяти. ”Вписанность генеалогии в камень”. Сохранение семейных архивов.

Глава 10. Образование как христианское требование.

Роль религиозного образования в системе воспитания. Описываются различные ритуалы. Глава 11. Образ Франции.

Социальный статус и самоопределение людей строится по их отношению к прошлому и с прошлым. Важно отношение к монархии и к республике. В интервью много размышлений об истории, и о месте семьи в истории страны. Имидж Франции, который формировался в процессе дворянского образования следующий: преданность Франции и неприятие Республики. Это противоречие объясняется длительной военной традицией аристократии. Взгляды буржуазии отличаются, они чаще республиканцы.

Глава 12. Ощущение превосходства.

В процессе воспитание приобретается ощущение социального превосходства. Отмечается одна из ключевых особенностей элитного воспитания – преобладание этического, религиозного и морального компонента над культурным. Опрошенные разделяют идею о том, что высокое происхождение накладывает определенные обязанности. Они озабочены тем, чтобы оставить завещание последующим поколениям: быть смелым и уметь защищать страну. Принято быть военным, быть мэром округа, заниматься общественной деятельностью.Верность христианским принципам. В этой главе приводится ценный социологический документ – письмо сына к отцу по поводу 90-летия последнего, где раскрывается этос данного круга. В этой же главе - «запретные игры и наказания ». Главное – заставить ребенка слушаться. И в связи с этим – строгая регламентация жизни. Личную инициативу ограничивают с детства, чтобы ребенок остался максимально внутри семейного круга. Когда человек нарушает законы среды, он « социально умирает », и о нем «забывают », его имя и поступки становятся тайной. Профессию можно выбирать исходя из разных соображений – традиции семьи, поддержание определенного стиля жизни, склонности и способности, и никогда – доход. Деньги – тема запретная, также, как и сексуальность.

Глава 13. «Аристократы всех стран, объединяйтесь!»

Обсуждается, почему французским аристократам свойственна англомания. Английская модель аристократической жизни была наиболее влиятельной во Франции. Английский учили одновременно с французским. Думали, что в Англии многое делается лучше. Например, что там лучше с гигиеной. Английская мораль, нравы, сдержанность на высоком уровне, и это очень поощрялось французской аристократией. Приводятся примеры помощи французских семей русским аристократам, оказавшимся во Франции после революции 1917 года. Различные цитаты, подтверждающие интернационализм старых элит.

Глава 14. Заключение: Для чего нужно образование?

Наследие, которое хранится и передается по наследству знатью состоит из многих элементов, тут и богатство, и имя, и известность предков. Капитал, который дается семейным образованием, включает образ жизни, культуру, элегантность, которая должна выглядеть «естественно».

Приложение: анкета
Введение: методология, методы

Первая часть ”актеры в знакомой им обстановке”.

Глава 1. На пути к рассказам о детстве.

Глава 2. Знатность.

Глава 3. Дом.

Глава 4. Социальная среда. Признание и социальное исключение.

Глава 5. Прислуга: ”иностранцы в доме”.

Часть вторая. Содержание учебного плана и способы обучения.

Глава 6. Культурные практики в различных семьях (парижский свет, провинциальное дворянство, интеллектуальная буржуазия).

Глава 7. Формирование художественного вкуса.

Глава 8. Искусство жизни.

Часть 3. Взгляд на мир и системы ценностей.

Глава 9. Семейная память.

Глава 10. Образование как христианское требование.

Глава 11. Образ Франции.

Глава 12. Ощущение превосходства.

Глава 13. «Аристократы всех стран, объединяйтесь!»

Глава 14. Заключение: Для чего нужно образование?

Приложение: анкета
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 86–98. 
[Статья]
Наталья Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 99–113. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 101-113. 
[Статья]
K. Разминене, M. Тваронавичене
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 109-121. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2016.  № 2. С. 64-72. 
[Статья]