Эксоцман
на главную поиск contacts

Избранное: Социология музыки

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999, cерия "Книга света", 445 с.
Адорно Теодор (1903 — 69) по праву считается одним из основоположников социологии музыки как самостоятельной научной дисциплины. Авторитету Адорно—социолога во многом способствовала деятельность Адорно—музыкального критика, принесшая ему заслуженную славу едва ли не самого яркого представителя музыкальной эссеистики XX в. Музыкально-социологические труды Адорно находятся, скорее, на перекрестье публицистики и социальной философии, нежели собственно социологии искусства. Будучи представителем леворадикального крыла европейских интеллектуалов и одновременно пропагандистом творчества композиторов новой венской школы (А. Шёнберга, А. Веберна, А. Берга — наиболее последовательных представителей австро-немецкого музыкального авангарда первой половины XX в.), Адорно, предлагая свою музыкально-социологическую концепцию, не скрывал личных эстетических пристрастий. Во многом это отразилось и на трактовке созданной им социологии музыки (Musiksoziologie), в значительно большей степени обязанной своим появлением лекционной и публицистической деятельности Адорно, нежели эмпирическим исследованиям.

Адорно Теодор (1903 — 69) по праву считается одним из основоположников социологии музыки как самостоятельной научной дисциплины. Авторитету Адорно—социолога во многом способствовала деятельность Адорно—музыкального критика, принесшая ему заслуженную славу едва ли не самого яркого представителя музыкальной эссеистики XX в. Музыкально-социологические труды Адорно находятся, скорее, на перекрестье публицистики и социальной философии, нежели собственно социологии искусства. Будучи представителем леворадикального крыла европейских интеллектуалов и одновременно пропагандистом творчества композиторов новой венской школы (А. Шёнберга, А. Веберна, А. Берга — наиболее последовательных представителей австро-немецкого музыкального авангарда первой половины XX в.), Адорно, предлагая свою музыкально-социологическую концепцию, не скрывал личных эстетических пристрастий. Во многом это отразилось и на трактовке созданной им социологии музыки (Musiksoziologie), в значительно большей степени обязанной своим появлением лекционной и публицистической деятельности Адорно, нежели эмпирическим исследованиям.

"В книге публикуются произведения одного из создателей социологии музыки Теодора В. Адорно (1902—1969), крупного немецкого философа и социолога, многие годы проведшего в эмиграции в Америке (“Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций”, “Антон фон Веберн”, “Музыкальные моменты”). Выдающийся музыкальный критик, чутко прислушивавшийся к становлению музыки новейшего времени, музыки XX века, сказавший весомое и новое слово о путях ее развития, ее прозрений и оправданности перед лицом трагической эпохи, Адорно предугадывает и опасности, заложенные в ее глубинах, в ее поисках выхода за пределы возможного... Советами Теодора Адорно пользовался Томас Манн, создавая “книгу боли”, трагический роман “Доктор Фаустус”.

Том включает также четыре статьи первого российского исследователя творчества Адорно, исследователя глубокого и тонкого, — Александра Викторовича Михайлова (1938 — 1995), считавшего Адорно “музыкальным критиком необыкновенных, грандиозных масштабов”.

Книга интересна и доступна не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современной европейской культуры."
(Из аннотации к книге.)
Введение в социологию музыки
Двенадцать теоретических лекций. Перевод А. В. Михайлова ..............7
Предисловие............................................................7
Типы отношения к музыке ................................................11
Легкая музыка ...........................................................27
Функция ..................................................................41
Классы и слои .............................................................54
Опера ....................................................................67
Камерная музыка ..........................................................79
Дирижер и оркестр. Социально-психологические аспекты ....... 95
Музыкальная жизнь.......................................................107
Общественное мнение. Критика ................................................. 123
Музыка и нация ..........................................................136
Современная музыка .....................................................156
Опосредование .......................................................170
Примечания ..............................................................188

Антон фон Веберн. Перевод А.В. Михайлова......................191

Moments musicaux

Статьи 1928-1962 гг. Перевод М.И. Левиной ч А.В. Михайлова ......... 204
Предисловие. Перевод М.И. Левиной............................................ 204
Поздний стиль Бетховена. Перевод А.В. Михайлова.................... 208
Шуберт. Перевод М.И. Левиной........................................211
Хвала Церлине. Перевод М.И. Левиной ........................................222
Образы и картины “Волшебного стрелка”. Перевод А.В. Михайлова...... 223
Рассказы Гофмана в мотивах Оффенбаха. Перевод М.И. Левиной........... 228
Заметки о партитуре “Парсифаля”. Перевод А.В. Михайлова...... 231
Серенада. Перевод М.И. Левиной .........................................235
Равель. Перевод М.И. Левиной...........................................240
Новые темпы. Перевод М.И. Левиной ........................................... 244
К физиогномике Кшенека. Перевод М.И. Левиной .....................250
Махагони. Перевод М.И. Левиной ..................................253
Квинтет для духовых Шёнберга. Перевод М.И. Левиной .............259
Главное произведение, ставшее чуждым. Перевод М.И. Левиной ...... 262
Примечания переводчика. Составитель М.И. Левина ...............273

А.В. Михайлов. Выдающийся музыкальный критик ............ 281

А.В. Михайлов. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно...... 290
Самопознание искусства как проблема и как кризис искусства 293
Проблемы философии. Бытие и становление............................. 296
Самопознание музыки..................................................332

А.В. Михайлов. Музыкальная социология

А.В. Михайлов. Отказ и отступление.
Пространство молчания в произведениях Антона Веберна ...... ……………..412

Л.И.Сазонова. Космос смысла. Александр Михайлов: Жизнь в слове .............. 428
Основные труды Теодора В. Адорно..................................... 434
Указатель имен. Составитель Е.Н. Балашова ................... 435

Ключевые слова

См. также:
Б.В. Гнилов
Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 160-168. 
[Статья]
Наталья Шантырь
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 142-154. 
[Статья]
Вячеслав Георгиевич Лукьянов
Социологические исследования. 2012.  № 10. С. 60-69. 
[Статья]
Александра Сергеевна Колесник
Общественные науки и современность. 2015.  № 5. С. 163-176. 
[Статья]
Григорий Германович Попов
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 2. С. 154-160. 
[Статья]