Эксоцман
на главную поиск contacts

Sounds and Society: Themes in the sociology of music

Опубликовано на портале: 06-02-2004
Manchester, New York: Manchester University Press, 1995, 298 с.
Интерес к исследованиям культуры в настоящее время огромен. Между тем изучение музыки как социального феномена по-прежнему остается областью, сравнительно мало разработанной, несмотря на то, что музыка в наши дни является одной из важнейших составляющих культуры. Новаторская и, во многом, первопроходческая книга д-ра Мартина может служить доступным и увлекательным введением в сферу собственно социологического изучения музыки.
В «Звуке и обществе» Питер Мартин обращается к ключевым проблемам, возникающим при попытках рассмотрения музыкальных культур в контексте породивших их социальных условий. Как убедительно показывает автор, смысловое наполнение музыки есть результат социального конструирования и «музыкальное содержание» нельзя рассматривать как нечто, присущее музыке «по природе».

Интерес к исследованиям культуры в настоящее время огромен. Между тем изучение музыки как социального феномена по-прежнему остается областью, сравнительно мало разработанной, несмотря на то, что музыка в наши дни является одной из важнейших составляющих культуры. Новаторская и, во многом, первопроходческая книга д-ра Мартина может служить доступным и увлекательным введением в сферу собственно социологического изучения музыки.
В «Звуке и обществе» Питер Мартин обращается к ключевым проблемам, возникающим при попытках рассмотрения музыкальных культур в контексте породивших их социальных условий. Как убедительно показывает автор, смысловое наполнение музыки есть результат социального конструирования и «музыкальное содержание» нельзя рассматривать как нечто, присущее музыке «по природе». Мартин, однако, не согласен и с утверждением о непосредственной зависимости музыкальных структур от структур социальных, предлагая альтернативный подход, опирающийся на концепцию «социального действия». Завершает исследование обзор современных дискуссий о месте и роли музыки в развитых капиталистических обществах. Попутно рассматриваются воззрения на изучаемый предмет таких мыслителей, как Адорно, Вебер, Шюц, наряду с изложением точек зрения современных исследователей — Говарда Бекера, Джона Шеперда, а также представителей феминистского направления в музыкознании. Книга опирается на исследования, охватывающие едва ли не весь круг явлений музыкальной культуры Запада — от рок групп до симфонических оркестров и от средневековой псалмодии до образцов авангардного джаза.
(Из аннотации к книге)
«…[книга П. Мартина] способна сообщить читателю глубокое понимание того, какими путями развивается и принимает определенный вид музыка, находящаяся в самой сердцевине общественной жизни. Автора отличает, с одной стороны, детальная проработка теоретических вопросов, а с другой — стремление исходить из реальных фактов бытования музыки, полученных в результате кропотливых исследований… Эта книга — основополагающий труд для всех, кто занимается социологией искусства.»

Говард С. Бекер, University of Washington
Preface
vii
1. Introduction: sociology and music
3
2. The social construction of musical meaning
25
3. Adorno: music as representation
75
4. Social structures and social structures
126
5. Music as social action
167
6. The music business in capitalist society
217
Bibliography
276
Index
292