Эксоцман
на главную поиск contacts

Коммуникативное поведение в организации

Опубликовано на портале: 29-03-2005
Москва, 2004

В этой теме вы узнаете:
Об общении и функциях общения в организации;
  • О возможностях понимания человека человеком;
  • Об эффектах межличностного восприятия;
  • О половых различиях в общении.
    Общение в организации многопланово, поэтому не существует единого определения этого процесса. Мы предлагаем вашему вниманию два достаточно часто используемых определения. Сравните, в чем их сходства и в чем различия.
  • Определения и функции общения
    1. ОБЩЕНИЕ - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
    2. ОБЩЕНИЕ - осуществляемое знаковыми средствами   взаимодействие субъектов, вызванное   потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
    Не правда ли, оба определения апеллируют к деятельности как к значительной категории, с помощью которой можно объяснить, что такое общение. В то же время во втором определении более развернуты такие понятия, как знаковые средства, личностно-смысловые образования. Имеется несколько классификаций функций общения. В одной из них предложено различать шесть функций: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную. Суть коммуникативной функции - осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Когнитивная функция состоит  в осмыслении значений на основе представлений, воображения и фантазии. Эмотивная функция общения проявляется  в эмоциональной связи индивида с действительностью. Конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных позиций коммуникантов. Уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения коммуникантов. Креативная функция общения состоит  в развитии людей и формировании новых отношений между ними. В ней проявляются механизмы взаимовлияния: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций. При анализе реальных процессов общения полезно провести диагностику< представленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.
  • Возможности понимания человека человеком [наверх]

    Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Формы психического отражения являются регулятором общения.

    Устойчивость стремления к коммуникации и пониманию людей является залогом успешной профессиональной деятельности менеджера.

    Общение - сложное переплетение отношений людей  друг к другу, к совместной деятельности, ее результатам и к самим себе, показатель умения понять и оценить друг друга.

    Источники информации в общении

    - сигналы непосредственно от другого человека,

    - сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем,

    - информация о внешних по отношению к общению условиях,

    - информация об итогах деятельности,

    - информация от внутреннего опыта,

    - информация о вероятном будущем.

    В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

    Сигналы выступают в осведомительной и регулятивной функциях. Чем меньше опыт общения, тем ограниченнее поток воспринимаемой и оцениваемой коммуникантом осведомительной информации.

    Виды осведомительной информации:

    - общеосведомительная: информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях   партнера, накапливаемая длительное время,

    - конкретная информация о способности другого к общению и деятельности конкретного рода,

    - оперативно-регулятивная: информация о сиюминутном состоянии другого.

    Так как в чувствительности восприятия значительную роль играет личность воспринимающего - понимание другого может иметь психодиагностическую функцию.
    Например, известно, что в возрасте 11 - 13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда чувств.
    Больные шизофренией с нарушениями коммуникации распознают чувства других со значительными ошибками.

    Экстраверты при интерпретации выражений лиц больше опираются на их экспрессию и меньше на контекст ситуации. У интровертов все обстоит  наоборот: сначала ситуация,   затем экспрессия: экстраверты смотрят, интроверты - думают.

    Г. Олпорт считал, что устойчивые состояния выражаются двумя - тремя способами экспрессии: выражением глаз, движениями рук, изменениями в походке и позе, интонациями голоса.

  • Особенности сознательного подавления выражения эмоций.

    В исследовании Хельма показано,  что при среднем уровне эмоционального переживания аффективные проявления выражаются более свободно как в мимическом, так и речевом плане. При усилении эмоционального переживания включается сознательный контроль и многие проявления подавляются. Затем может последовать значительное усиление экспрессивных проявлений при дальнейшем увеличении эмоционального переживания.

    Эффекторное осуществление эмоционального акта ведет к торможению центральных образований, а задержка эффекторной активности усиливает эмоциональное возбуждение.

  • Общение с точки зрения символического интеракционизма

    Джордж Герберт Мид (1863 - 1931),  работавший в Чикагском университете и являвшийся одним из основателей символического интеракционизма, считал, что психическое может быть объяснено в терминах объективно наблюдаемого поведения. В этом - его родство с поведенческими психологами.

    Имеется и отчетливая разница, так как Мид критиковал индивидуализм и антиментализм (т.е. отрицание значимости внутренних психических процессов) бихевиористов.

    Основные положения теории Мида:

    1. Телесный акт в составе группового действия превращается в "значимый жест" или символ.

    2. Выразительное движение, обращенное к другому человеку с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у самого автора.
    3. Автор, учитывая восприятие своего сигнала другими, начинает смотреть на себя глазами других, становится социальным объектом.
    4. Внутренний мир  личности зарождается в групповом действии. Индивидуальное сознание изначально межличностно. «Я» человека - продукт социального опыта.
    5. В детской игре ребенок воспринимает себя не только глазами других, но и с точки зрения обобщенных, "обезличенных" установок (норм, ценностей) всей группы, "обобщенного другого".

  • Теория транзакций

    Эрик Берн (1902- 1970) развивал представления об общении, опираясь на теорию психоанализа. С его точки зрения, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Успех общения во многом зависит от того, соответствуют ли друг другу эго- состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго-состояний как "ребенок-ребенок", "взрослый-взрослый", "родитель-ребенок".

    Для успеха в общении все другие сочетания эго-состояний должны быть приведены к вышеперечисленным. В этом состоит задача менеджера. Другая его задача в том, чтобы освободить сотрудника от так называемых "игр" в общении, выражающих неискренность.

  • Этапы диадического взаимодействия

    Имеется общая структура диалога:

    а) вербальный и невербальный контакт,

    1. постановка задачи диалога,

    2. динамика инициативы: прием, отдача, перехват:
      • поощрение,
      • уяснение,
      • комментарии,
    3. достижение договора,
    4. выход из контакта.

  • Эффекты межличностного восприятия
  • [наверх]

    Многим требуется время,  чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, значительно отличается от ожидаемого ими. Психоаналитики выделяют в этом процессе влияние переноса. Поведенческие психологи, например, Эллис интерпретируют это явление в терминах сверхгенерализации опыта прошлых взаимодействий с людьми.  Исследователи, работающие в рамках модели социальных отношений(Kanny, 1988) пытаются измерить влияние разных факторов на межличностные оценки.

    Они выделяют:

    1. Эффект восприятия - видение людей в общем и целом,
    2. Эффект партнера - впечатление в конкретном контакте,
    3. Эффект отношений - воздействие сложившихся отношений,
    4. Случайное смещение - влияние других причин.

    Эффект партнера является наибольшим при первой встрече, когда проявляют социальные стереотипы разного рода. Это означает, что все  явления сверхгенерализации и переноса должны проявиться уже в первые минуты социального контакта.

    Интересное приложение этих положений было получено в исследовании Р.Риджи и Б.Трокмортон (1988) на материале интервью при приеме на работу. Группа экспертов оценивала 100 видеозаписей процедуры собеседования. Оказалось, записи, оцененные экспертами как успешные, отличаются следующими признаками: большим числом позитивных высказываний, малым числом речевых ошибок и удачно подобранной одеждой претендентов на рабочее место. Такие свойства как физическая привлекательность, особенности невербалики, скорость речи оказались не значимыми.

    Полученные результаты ставят определенные вопросы о том, в правильном ли направлении развиваются методы тренингов социальной компетентности.

  • Модель межличностных отношений Д.Кислера

    Д.Кислер предложил модель межличностного круга, позволяющую организованно оценивать характер межличностных отношений. Модель организована в двух координатах - контроля и принятия. Полюса координаты контроля - доминантность и субмиссивность. Полюса принятия - дружественное и враждебное отношение.

    На протяжении координаты контроля межличностные отношения могут быть реципрокными, вдоль координаты принятия - корреспондирующими друг другу.

  • Половые различия в общении [наверх]

    Общение между мужчинами подчинено статусной иерархии  в большей степени, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшим статусом выигрывают больше от использования  социально приемлемых видов поведения, нежели люди с высоким статусом.

    Различия в стереотипном поведении больше при общении  с коммуникантом своего пола.

    Мужчины выражают больше несогласия при общении с коммуникантами своего пола.

    Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами.

    Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение:  больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом.

    Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами чем в общении с мужчинами.


    Вопросы для самопроверки:

    1. Как Вы думаете, какое общение может быть названо минимально необходимым?

    2. Происходит ли общение, если Вы не разговариваете с человеком? Почему?
    3. Почему женщина в мужском коллективе вызывает больше внимания, чем любой другой его член? Перечислите несколько гипотез.

    Используемая литература:

    Д.М.Лейхифф, Д.М.Пенроуз. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки. Санкт-Петербург: Питер , 2001. Предисловие автора.

    Р.С.Цаголова, М.К.Башаратьян. Социология коммуникации (Учебная программа)

    Е.А.Макарова. Эффективные коммуникации (Учебная программа)

    Д.Г.Трунов  Эффективные коммуникации (Учебная программа)

    В.Ф.Журавлев. Анализ коммуникаций в качественном интервью. Социология: 4М . N 7. С. 81-102 (Ноябрь 1996)

  • Ключевые слова

    См. также:
    В.Ф. Тарасенко
    [Учебная программа]
    Николай Леонидович Шамне, Елена Ивановна Иншакова
    [Учебная программа]
    [Интернет-ресурс]
    Роман Александрович Готлиб
    Социологические исследования. 2009.  № 2. С. 122-127. 
    [Статья]
    И.В. Воронцова
    Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 52-55. 
    [Статья]