Эксоцман
на главную поиск contacts

Бизнес-коммуникации (Business communication: skills and strategies, James M. Lahiff, John M. Penrose)

Опубликовано на портале: 26-06-2004
Санкт-Петербург: Питер, 2001
Тематический раздел:
В книге очень подробно, доходчиво и последовательно рассказывается о том, как решать те вопросы, которые неизбежно возникают при ведении всякого бизнеса. Как писать грамотные, представляющие вас в лучшем свете деловые письма, бизнес-отчеты и служебные записки? Как подготовить профессиональное резюме? Что нужно принимать во внимание, готовясь к презентации? Об этом и многом другом, без чего невозможно в современном мире наладить и поддерживать конструктивные деловые отношения, вы узнаете, прочитав "Бизнес-коммуникации". Книга будет полезна не только студентам, изучающим менеджмент, организационное поведение, этику делового общения, но и менеджерам, бизнесменам, специалистам по работе с персоналом.

Предисловие научного редактора

    Знакомы ли вам "муки творчества" при написании делового письма? А если к тому же это письмо с плохими для делового партнера новостями, но сообщить их нужно так, чтобы при этом сохранить с ним нормальные деловые отношения?
    А как востребовать долг и при этом не потерять должника как клиента?
    Как писать грамотные и эффективные, представляющие вас в лучшем свете бизнес-отчеты и служебные записки?
    Знаете ли вы, как подготовить профессиональное резюме, чтобы оно привлекло внимание работодателя?
    А что нужно принимать во внимание, когда вы готовитесь к выступлению перед другими людьми, чтобы выглядеть убедительным?
    Как реально стать "лучшим собеседником", то есть эффективным слушателем?
    Вот этому и многому другому, без чего невозможно в современном мире наладить и поддерживать конструктивные деловые отношения, учат будущих деловых людей в современных американских колледжах и университетах, в том числе и с помощью этой книги.
    Велика роль общения как такового, как вида деятельности людей - это фактор социализации, превращения человека из существа биологического в существо разумное и социальное, в личность, в члена общества.
    Велика роль общения и в бизнесе. Современный бизнес - это сложное производство, коллективный характер труда, распоряжение огромными ресурсами, поэтому коммуникации рассматриваются как средство сотрудничества, взаимодействия, обеспечения достижения целей работников, целей организации и целей общества. Отсюда же вытекает и важность социальной направленности бизнеса, соблюдения им этических норм и правил, гармонии его отношений с обществом.
    Материалы книги служат убедительным доказательством того, что понимание сущности бизнес-коммуникаций и владение методами их осуществления - это ведущий фактор в достижении делового успеха.
    Да, перед вами - современный американский вузовский учебник по одной из наиболее популярных конкретно-прикладных дисциплин для менеджеров - бизнес-коммуникациям. Поэтому он необходим студентам, представляющим себя в роли руководителя, менеджера, эффективного сотрудника компании, и преподавателям. В отечественных вузах предусмотрено преподавание этой суммы знаний в рамках таких курсов, как "Деловое общение", "Этика делового общения", "Культура делового общения", "Деловые коммуникации", "Документационное обеспечение управления", "Делопроизводство". Данную книгу можно использовать непосредственно в учебном процессе в рамках любого из этих курсов. Особенно эффективно будет выглядеть учебный процесс, если дополнить американский опыт и материалы, примеры из американского делового мира, которые в изобилии представлены в этом учебнике, собранными и проанализированными материалами реального отечественного бизнеса. Это позволит ощутить разницу в менталитете, в условиях существования бизнеса, в уровне развития политической и экономической системы.
    Но эта книга необходима и современному действующему менеджеру, руководителю-лидеру, любому бизнесмену, потому что благодаря ей он сможет лучше понимать, а, значит, и прогнозировать поведение людей вообще и своих деловых партнеров, в частности, получит представление о том, как применять эти знания на практике, чтобы налаживать и поддерживать длительные деловые отношения. Известно, что самое ценное для бизнеса - клиент, а самый ценный клиент - постоянный.
    Эта книга полезна и тем, кто работает с персоналом, так как в ней множество примеров, раскрывающих современные проблемы и методы работы с персоналом. Современная концепция восприятия персонала: персонал - главное достояние организации, потенциально безграничный источник идей, ресурс, определяющий эффективность бизнеса. Чего стоит только одно содержание бизнес-отчета, приведенного в качестве примера в главе 12 и посвященного анализу проблемы отношения работников компании к труду! Разрабатывайте бизнес-отчеты такого уровня, и вы значительно повысите уровень эффективности управления в вашей организации и преданности ей вашего персонала.
    Это и яркая иллюстрация состояния современного американского бизнеса, его особенностей, условий, в которых он существует. Мы многое стараемся позаимствовать у США на пути к рыночной экономике. Так давайте посмотрим, как там живет малый бизнес, в каких условиях он создается, как заранее, еще в процессе обучения в колледже, с пользой для своего будущего трудоустройства проводят время студенты - будущие бизнесмены.
    Это и в некотором роде сборник реальных материалов, разработанных в сфере бизнеса. По сути, здесь представлена техника и технология осуществления некоторых элементов бизнес-процесса, в частности, работа с клиентами, с деловыми партнерами, с персоналом.
    Дается в книге и представление о поле информации, которым располагает бизнес в США, в том числе в компьютерных сетях.
    Эта книга - окно в современную американскую деловую культуру. Культурные особенности США и бизнеса неявным образом, но ярко, выпукло, убедительно показаны в примерах, этических врезках, размещенных в тексте. Привлекает внимание и, можно сказать, вызывает зависть уровень конструктивного сотрудничества, налаженного между бизнесом и общественными организациями, бизнесом и учебными заведениями.
    Кстати, об этике.
    Основные принципы, которые разделяют и проповедуют в бизнесе авторы, исходные позиции, стоя на которых, следует анализировать этические дилеммы, это:

  • христианское "Золотое правило общения" ("...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...");
  • примат общечеловеческих ценностей, социальных задач над эгоизмом личности;
  • сотрудничество, а не соперничество;
  • хорошие отношения партнеров - главное;
  • эмпатия;
  • системность;
  • гуманизм.

    Было бы неплохо, если бы отечественный бизнес скорее преодолел стадию дикости и начал следовать такого рода принципам. В этом смысле книга способствует правильному воспитанию бизнеса, вносит свой вклад в процесс его "очеловечения".
    Говоря о коммуникациях в начале книги как преимущественно об обмене информацией, авторы в действительности рассматривают это явление в широком контексте - и как обмен информацией, и как взаимовлияние, взаимопонимание, и как психический контакт, связанный с восприятием и другими особенностями личности и группы. Авторы делают упор на взаимопонимании, прилагая усилия к объяснению факторов, влияющих на этот процесс ("Вы-подход", эмпатическое слушание, планирование коммуникаций с учетом интересов обеих сторон и т. п.). С этих позиций подается техника и технология организации эффективных коммуникаций.
    Как в воспитании человека эффективно зачастую использовать метод "кнута и пряника", так и в обеспечении этичности поведения корпорации существенны санкции со стороны закона и поощрение, выражающееся в благосклонном отношении общественности. Как писал академик Никита Моисеев, Президент российского "Зеленого креста", о последовательности формирования сознательного отношения к природе, "...сначала нужен уровень табу, затем уровень воспитания и уже потом - осмысление", т. е. требовать сознательного нравственного поведения сразу, минуя первые два этапа, бессмысленно. Данная книга - существенный вклад в воспитание этичного менеджмента, каким его хотело бы видеть общество.
    Базой данного учебника являются фундаментальные и прикладные науки и исследования, результаты которых имеют отношение к рассматриваемым проблемам. Это придает солидность, обоснованность выводам и рекомендациям. Конечно, обращение авторов к областям других наук происходит с практическими, утилитарными целями, но читатели всегда могут получить более глубокие знания, самостоятельно погрузившись в сферу заинтересовавшей их научной дисциплины. Поэтому в определенной степени это еще и научный обзор, и введение в область таких наук и предметов, как:

  • психология,
  • социальная психология,
  • социология,
  • менеджмент,
  • маркетинг,
  • управление персоналом (в составе заданий для самостоятельной работы),
  • риторика,
  • паблик рилэйшнз,
  • делопроизводство и др.

    Сотрудники современных организаций должны как само собой разумеющееся владеть научными методами познания, уметь проводить необходимые изыскания в сфере их деятельности, используя внешние источники информации и знаний и проводя самостоятельные исследования в собственной организации.
    Гуманистическая сущность позиции, кредо авторов: человек - превыше всего; всегда позитивно думайте о том, с кем вы общаетесь; общаясь, учитывайте особенности других и стройте общение с учетом знаний о других людях; осуществляйте индивидуальный подход, помните об уникальности каждого, с кем вы общаетесь; никогда не останавливайтесь на достигнутом в познании. Это определяет и культурологическое значение данного учебника.
    Итак, читайте, изучайте, погружайтесь в современную культуру и методы делового общения США, черпайте знания и превращайтесь не в "акул", а в "дельфинов" бизнеса.

В. А. Спивак,
доктор экономических наук,
профессор кафедры социологии и
управления персоналом Санкт-
Петербургского Государственного
университета экономики и
финансов

Глава 1.
Обзор видов коммуникаций в бизнесе

Цели изучения главы:

  1. Узнать, насколько организации зависят от коммуникаций.
  2. Определить некоторые виды денежных и неденежных затрат на коммуникации.
  3. Осознать возрастающее значение бизнес-коммуникаций.
  4. Осознать важность изучения правил отправки и получения сообщений.
  5. Понять условия, в которых функционируют организации, занятые бизнесом.
  6. Осознать воздействие окружающей среды на бизнес-коммуникации.
  7. Ознакомиться со спецификой международных бизнес-коммуникаций.
  8. Оценить степень воздействия техники и технологий на бизнес-коммуникации.

    Возможность слияния Bell Atlantic Corporation и Telecommunications Inc. возбудила интерес многих инвесторов. После сообщений в СМИ о потенциальном слиянии брокеры были буквально завалены распоряжениями о покупке акций TCI. За считанные минуты, а точнее в течение 87 мин, цена одной акции TCI взлетела с $ 15,50 до $ 17,75 - рост почти на 18 %.
    После часа и двадцати семи минут хаоса Нью-Йоркская биржа прекратила все операции с акциями TCI, которые, как оказалось, фактически являлись акциями Transcontinental Realty Investors. В течение столь короткого времени приблизительно 55 000 акций Transcontinental Realty поменяли владельцев. Для сравнения, на следующий день были проданы всего 100 акций компании Transcontinental.

    Во вторник 14 июня 1994 г. в 12 ч 51 мин пополудни информационная служба, извещающая об уровне индекса Доу Джонса, ошибочно сообщила, что Бернард Маркус, директор-распорядитель Home Depot, объявил, будто рост объема продаж во втором квартале был ниже, чем в первом. В тот же день в 2 ч 39 мин пополудни та же информационная служба исправила свою ошибку. Маркус, похоже, на самом деле выражал озабоченность тем, что замедлился рост продаж у других инвестиционных институтов.
    В тот же день акции Home Depot были на девятом месте среди наиболее активно продававшихся на Нью-Йоркской бирже. Акции потеряли 3,6 % своей стоимости и к закрытию торгов стоили $ 43 за единицу. К концу дня около 3 млн акций Home Depot поменяли владельцев. Другого объяснения такому падению акций, кроме ошибки в информации, биржевые аналитики не нашли.

    Когда Каролин Зиеглер была младшим специалистом по ценным бумагам, один из друзей посоветовал ей вложить деньги в некую компанию, связанную с биотехнологией. Она приобрела для себя значительное число акций по $ 7 за штуку и была очень рада, когда цена на них быстро поднялась до $ 15. Однако спустя короткое время эти акции исчезли с рынка и более в продажу не поступали. Затем она узнала, что будущее всей компании, в которую она вложила свои деньги, зависело от одной-единственной... коровы. Исследования рака проводились на корове. Когда она умерла, умерла и компания.

    Недостатки, связанные с функционированием средств коммуникаций, постоянно влияют на исход событий, как это случилось в трех вышеприведенных примерах. В первом это было ошибочное предположение относительно названия TCI, которое ввело инвесторов в заблуждение. Во втором случае новость, услышанная "краем уха", привела к ошибочной котировке и, как следствие, к финансовым потерям. Поскольку индивидуальный инвестор не смог получить надежную информацию в третьем из приведенных случаев, вложение средств, произведенное по столь неудачному совету, зависело от операции на единственной корове. Коммуникации, независимо от того, используются они эффективно или нет, оказывают сильное воздействие на жизнь как отдельных людей, так и организаций. Главная цель данной книги - развить ваши коммуникативные способности и тем самым помочь в достижении тех целей, к которым вы стремитесь.

Всепроникающая способность коммуникаций

    Как сказал T. A. Мерфи, бывший председатель правления General Motors, "одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... в конечном итоге, коммуникации важнее всего... эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха". Независимо от типа организации, в которой вы работаете сейчас или будете работать в будущем, деятельность по обмену информацией имеет большое значение. Коммуникации одинаково важны и для организаций, и для отдельных людей.
    Даже классический монстр Франкенштейн осознал значение коммуникаций. Скрываясь в лесу, этот монстр несколько дней наблюдал за семьей пастуха.
    Я понял, что эти люди обладали способом передачи своих ощущений и чувств друг другу посредством артикулярных звуков. Я осознавал, что слова, которые они произносили, иногда вызывали удовольствие или боль, улыбку или досаду в душе и на лице слушателя. Поистине, это было божественной наукой, и я страстно желал познакомиться с ней.
    Независимо от того, где происходит общение и кто в нем участвует, основные черты этого процесса идентичны. Приведем в качестве примера Фрэнка Роудза, который владел и управлял небольшой оптовой компанией, занимающейся поставками средств для уборки помещений. Его персонал состоял из пяти складских рабочих, одного секретаря и трех внештатных торговых агентов. Он регулярно сталкивался с проблемами, связанными с тем, что его торговые агенты не могли правильно заполнить бланки заказов, рабочие теряли транспортные накладные, а секретарь подшивала важные документы не в те папки. Фрэнк убедился, что чем тщательнее он наблюдал за своими рабочими и чем чаще он разговаривал с ними, тем реже возникали подобные проблемы. Но независимо от того, насколько тщательно он над этим работал, проблемы, связанные с информацией, казалось, не переставали возникать. Иногда письмо не доходило до адресата. В другом случае информация уже устаревала к моменту, когда она поступала к предполагаемому адресату.
    Значительная часть информации, которой люди обмениваются на работе, не имеет непосредственного отношения к работе, но жизненно важна для них. Люди часто рассматриваются как социальные животные, поскольку они нуждаются в коммуникациях, даже когда у них нет срочных сообщений. Действительно, большинство разговоров на первый взгляд могут показаться бессмысленными, но фактически эти разговоры удовлетворяют потребность людей в общении. Чтобы осознать существенность таких коммуникаций, как личное общение, достаточно вспомнить, что одним из самых тяжелых наказаний для человека является одиночная камера. Человек, заключенный в одиночную камеру, абсолютно лишен возможности и права на коммуникации с другими людьми.
    Поскольку коммуникации рассматриваются как решающий фактор успеха, многие организации ведут подготовку своих сотрудников, чтобы сделать их более грамотными в общении, коммуникабельными людьми. Программы обучения могут быть направлены на различные аспекты коммуникаций и коммуникативных связей. Например, каталог предлагаемых курсов обучения Американской ассоциации управления (American Management Association) включает следующие курсы по коммуникациям или курсы, которые включают коммуникации как основной предмет:

  • Стратегии развития эффективных навыков презентации.
  • Эффективный профессиональный язык.
  • Профессиональный язык продвинутого уровня.
  • Эффективные навыки презентации для технического персонала.
  • Максимизация воздействия презентации.
  • Семинар по наглядным пособиям.
  • Эффективное слушание / Лучшие результаты: как заставить коммуникации работать на вас.
  • Вести переговоры, чтобы побеждать.
  • Через переговоры - к победе: практические приложения для повышения эффективности.
  • Навыки межличностных взаимоотношений.
  • Коммуникации и навыки межличностных взаимоотношений: программа для технического персонала.
  • Создание кооперации между отделами: стратегии организации эффективного производства.
  • Как усовершенствовать ваши навыки ведения деловой переписки.
  • Курс грамматики.
  • Эффективное ведение технической документации.
  • Навыки быстрой записи мыслей: подумал о чем-то - записал это!
  • Деловая переписка: когда английский - ваш второй язык.
  • Умение писать, говорить и слушать для осуществления успешных коммуникаций.
  • Коммуникации для достижения максимального результата: построение более прочных рабочих взаимоотношений.
  • Творчество и инновации: достижение победных рубежей.
  • Проектирование позитивного профессионального имиджа.
  • Умение слушать.
  • Многофункциональные коммуникации.
  • Умение слушать и писать.
  • Новые технологии коммуникаций, ориентированные на результат.
  • Реализация ваших великих идей внутри вашей организации.

    Данный список дает представление о том, насколько разнообразна природа курсов по коммуникациям, а также в сколь многих направлениях деятельности организации коммуникации играют существенную роль.

Сколько стоят коммуникации для организации

Денежные затраты

    Коммерческие организации обязаны предоставлять большое количество информации федеральному правительству, а также властям штата и местной администрации. Это затруднительно даже для лучших коммуникационных систем, а связанные с этим расходы очень высоки. Например, в 1992 г. более 5 млн коммерческих фирм и ассоциаций представили подробную информацию о своих доходах и финансах в налоговое управление (IRS*). Форма IRS 1040 и связанные с ней формы отнимают ежегодно более 297 млн часов рабочего времени фирм. На "бумажные работы" Министерства обороны в 1992 г. потребовалось 229 млн часов. Потребность в информации возрастает каждый год. Несмотря на попытки правительства сократить объем бумажных работ, только с 1989 по 1992 г. он увеличился на 27,7 %. В 1992 г. Министерство здравоохранения и социального обеспечения, пытаясь сократить вероятность неверных диагностических тестов, потратило на составление отчетности федеральному правительству на 18 млн рабочих часов больше, чем в предыдущем году.
    Исследование показало, что мы тратим приблизительно 75 % рабочего времени на различные формы коммуникаций. Время, затраченное на то, чтобы обменяться парой фраз при общении на типичном производственном предприятии, в итоге занимает приблизительно половину среднего рабочего дня. Клише типа "время - деньги" полностью справедливо. Громадная стоимость деловых коммуникаций частично объясняет интенсивный интерес к ним.
    Эффективные коммуникации дорого обходятся организации, но неэффективные коммуникации обходятся еще дороже.
    Рассмотрим затраты на подготовку и отправку одного делового письма в коммерческой компании. The Dartnell Institute начал изучать такие вопросы в 1930 г. Суммарные затраты на деловое письмо в 1930 г., включая планирование, диктовку, написание, материалы, почтовые расходы, составляли $ 0,30. В 1994 г. затраты на такое же деловое письмо составили уже от $ 12,64 до $ 19,13 - в зависимости от способа его написания. Исследование, проведенное Dartnell, утверждает, что создание делового письма путем диктовки персональному компьютеру является наиболее быстрым и эффективным способом с точки зрения затрат.

Неденежные затраты

    Денежные затраты на коммуникации играют существенную роль в жизни организации, однако важное значение имеет и множество других, менее ощутимых затрат. Например, хотя и трудно бывает подсчитать стоимость неудач в сфере коммуникаций, такие неудачи часто имеют долго ощущаемые последствия.
    Для иллюстрации: когда Фрэд Аткинс неправильно понял значения допустимых отклонений при обработке трубопроводной арматуры, его ошибка была замечена, но слишком поздно. К этому времени он выполнил уже половину заказа, и законченную арматуру пришлось списать в отходы. Более того, чтобы успеть выполнить заказ точно в срок, пришлось отложить другие заказы, и график работы некоторых других станочников был нарушен. Покупатель, ожидавший выполнения своего заказа на арматуру, также испытывал неудобства и, возможно, колебания, стоит ли размещать другие заказы на предприятии, где работал Фрэд. Он считал, что начальник дал ему неверные инструкции, а его начальник это отрицал. Всю следующую неделю Фрэд испытывал отвращение и к своему боссу, и к своей работе. Товарищи по работе ему сочувствовали, а производительность мастерской временно упала. Через несколько недель ситуация нормализовалась, но Фрэд продолжал периодически поговаривать о поиске другой работы.
    Способность коммуникационных неудач приводить к долгосрочным последствиям может затруднить определение точного размера понесенных затрат. Однако несомненно, что неэффективные коммуникации порождают ошибки, неверное понимание, плохое исполнение и негативные эмоции.

Внешние и внутренние контакт

    Когда одна крупная корпорация учредила справочный телефонный номер 800, чтобы предоставлять информационным агентствам ежедневно обновляющуюся информацию о положении дел в компании, оказалось, что бoльшая часть телефонных звонков поступала от собственных менеджеров этой компании, работавших в разных концах планеты. Они хотели знать, что происходило и что говорилось в главной конторе компании. Такое положение вынудило высшее руководство задаться вопросом, насколько эффективно компания реагирует на информационные нужды своих сотрудников.
    Сообщения, полученные и отправленные внутри организации, образуют ее внутренние контакты, которые могут быть формальными или неформальными. Сообщения, связанные с формальными коммуникациями, посылаются по каналам, установленным руководством. Однако множество коммуникаций в любой организации минует официальные каналы. Эти неформальные коммуникации состоят из обмена новостями между людьми, которые, будучи формально не связанными, общаются по телефону, на собраниях или случайных встречах и даже во время партий в гольф.
    Бoльшая часть коммуникаций организации осуществляется с отдельными людьми или группами за ее пределами. Внешние коммуникации могут затрагивать любой из множества различных сегментов общества, с которым взаимодействует организация. Большинство организаций имеет наибольшее количество общественных контактов через рекламу, которая является высокоструктурированной формой внешних коммуникаций. Например, это телевизионные рекламные ролики, отпечатанные рекламные объявления и брошюры, посылаемые компанией по заранее составленному адресному списку. Большинство внешних коммуникаций носит менее формальный характер; скажем, руководство может неформально оповещать местную общину, каким образом компания вносит вклад в местную экономику. Годовые отчеты, обзоры новостей и публичные выступления руководителей - вот еще один пример внешних коммуникаций.
    Бесплатные 800-е междугородние номера, возможно, стали наиболее быстро растущим средством внешних коммуникаций. С момента появления в США в 1967 г. услуги "800" ежегодное количество звонков возросло с 7 млн более чем до 10 млрд. В настоящее время более 300 тыс. компаний пользуется более чем 700 тыс. бесплатных междугородных линий.
    Внешние коммуникации не всегда являются запланированными и целенаправленными. В течение дня работники организации могут играть самые разные роли, и подчас эти роли трудно разделить. По этой причине любой служащий является неофициальным "рупором" для своих работодателей. Даже если вы почти не говорите со сторонними людьми о своей работе или о своем работодателе, вы все равно представляете свою организацию.

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Обзор видов коммуникаций в бизнесе
Глава 2. Природа коммуникаций
Глава 3. Культурное разнообразие
Глава 4. Электронный офис

Часть II. СТРАТЕГИЯ ПИСЬМЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Глава 5. Системный подход к эффективным письменным коммуникациям
Глава 6. Письма, содержащие положительные и нейтральные сообщения
Глава 7. Письма с плохими новостями
Глава 8. Убеждающие письма
Глава 9. Служебные записки
Глава 10. Краткие отчеты и предложения
Глава 11. Большой отчет: планирование
Глава 12. Большой отчет: написание
Глава 13. Инструкции, деловая документация, политика фирмы и процедуры ее реализации

Часть III.СТРАТЕГИИ УСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Глава 14.Умение слушать как средство коммуникаций
Глава 15.Невербальные коммуникации
Глава 16.Публичные презентации
Глава 17.Наглядные пособия: визуальная поддержка презентаций
Глава 18.Совещания: коммуникации в малых группах
Глава 19.Коммуникации и конфликт
Глава 20.Проведение собеседований как инструмент управления

Часть IV.СТРАТЕГИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА

Глава 21.Написание резюме
Глава 22.Интервью при трудоустройстве
Глоссарий
Именной указатель
Предметный указатель
Указатель фирм

Ключевые слова

См. также:
Мария Александровна Пильгун, Иосиф Михайлович Дзялошинский
[Доклад на Интернет-конференции]
Александр Васильевич Родин
Общественные науки и современность. 2015.  № 6. С. 142-150. 
[Статья]
Евгений Борисович Моргунов
[Учебная программа]