Эксоцман
на главную поиск contacts

Cultural Imperialism, in Lechner F.J. and Boli J. (eds) The Globalization Reader, pp.307-315

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Oxford: Blackwell Publishing Company, 2000, 411 с.
В первой части статьи Джон Томлисон рассматривает проблему культурного (медиа-) империализма на примере ситуации, сложившейся вокруг американского телесериала «Даллас», пользовавшегося огромной популярностью во всем мире в 1980-е гг. - многие в то время считали «Даллас» прямой и явной угрозой аутентичной национальной идентичности, «символом американского культурного империализма». Во второй части анализируется проблема культурной гомогенизации под влиянием мультинационального капитала.

Ссылаясь на данные кросс-культурного исследования, посвященного изучению реакции аудитории разных стран мира на американский сериал «Даллас», проведенное Кацем и Либесом, Дж.Томлинсон настаивает на том, что в ряде случаев реакцией на воздействие культурного (американского) империализма может быть не что иное, как усиление исконных культурных ценностей аудитории. Также несомненно абсурдным ему представляется утверждение о том, что у людей, испытывающих такое влияние, сегодня нет собственной сложившейся системы ценностей, и что последняя может сложиться у них исключительно в результате просмотра сериалов, подобных «Далласу», из чего он делает вывод об относительно слабой степени подверженности аудитории различного рода манипуляциям и идеологическим влияниям. Полемизируя с С.Хеймлинком, рассматривающим в работе «Культурная автономия в глобальных коммуникациях» тенденцию мультинационального капитализма к конвергенции и гомогенизации, в частности, вопросы культурной автономии и культурной гомогенизации или «культурной синхронизации», Дж.Томлинсон ставит под сомнение справедливость тезисов С.Хеймлинка о необходимости противостояния культурной синхронизации с позиций культурной автономии и о деструктивности культурной синхронизации, об автономии культуры как необходимом условии выживания культурного сообщества.
Ключевые слова

См. также:
Надежда Николаевна Федотова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 196-206. 
[Статья]
Мария Михайловна Акулич
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 50-57. 
[Статья]
А. Соседский
Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 108-112. 
[Статья]
Andrew Edgar
[Статья глоссария]