Эксоцман
на главную поиск contacts

Cultural Imperialism, in Lechner F.J. and Boli J. (eds) The Globalization Reader, pp.307-315

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Oxford: Blackwell Publishing Company, 2000, 411 с.
В первой части статьи Джон Томлисон рассматривает проблему культурного (медиа-) империализма на примере ситуации, сложившейся вокруг американского телесериала «Даллас», пользовавшегося огромной популярностью во всем мире в 1980-е гг. - многие в то время считали «Даллас» прямой и явной угрозой аутентичной национальной идентичности, «символом американского культурного империализма». Во второй части анализируется проблема культурной гомогенизации под влиянием мультинационального капитала.

Ссылаясь на данные кросс-культурного исследования, посвященного изучению реакции аудитории разных стран мира на американский сериал «Даллас», проведенное Кацем и Либесом, Дж.Томлинсон настаивает на том, что в ряде случаев реакцией на воздействие культурного (американского) империализма может быть не что иное, как усиление исконных культурных ценностей аудитории. Также несомненно абсурдным ему представляется утверждение о том, что у людей, испытывающих такое влияние, сегодня нет собственной сложившейся системы ценностей, и что последняя может сложиться у них исключительно в результате просмотра сериалов, подобных «Далласу», из чего он делает вывод об относительно слабой степени подверженности аудитории различного рода манипуляциям и идеологическим влияниям. Полемизируя с С.Хеймлинком, рассматривающим в работе «Культурная автономия в глобальных коммуникациях» тенденцию мультинационального капитализма к конвергенции и гомогенизации, в частности, вопросы культурной автономии и культурной гомогенизации или «культурной синхронизации», Дж.Томлинсон ставит под сомнение справедливость тезисов С.Хеймлинка о необходимости противостояния культурной синхронизации с позиций культурной автономии и о деструктивности культурной синхронизации, об автономии культуры как необходимом условии выживания культурного сообщества.
Ключевые слова

См. также:
Анатолий Григорьевич Вишневский, Елена Николаевна Данилова, Лиана Петровна Ипатова, Сергей Леонидович Кропотов, Алексей Валерьевич Логинов, Анастасия Владимировна Лукина, Валерий Иванович Михайленко, Лидия Александровна Окольская, Светлана Валентиновна Рыжова, Лилия Варисовна Сагитова, Екатерина Ходжаева, Максим Борисович Хомяков, Михаил Федорович Черныш, Наталья Александровна Шайдарова, Елена Алексеевна Шумилова
[Книга]
Эльвира Ильюшина
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
[Статья]
Виктор Николаевич Овчинников, Наталья Петровна Кетова
TERRA ECONOMICUS. 2004.  Т. 2. № 2. С. 8-15. 
[Статья]
Надежда Николаевна Федотова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 196-206. 
[Статья]
Мария Михайловна Акулич
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 50-57. 
[Статья]