Эксоцман
на главную поиск contacts

Cultural Imperialism, in Lechner F.J. and Boli J. (eds) The Globalization Reader, pp.307-315

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Oxford: Blackwell Publishing Company, 2000, 411 с.
В первой части статьи Джон Томлисон рассматривает проблему культурного (медиа-) империализма на примере ситуации, сложившейся вокруг американского телесериала «Даллас», пользовавшегося огромной популярностью во всем мире в 1980-е гг. - многие в то время считали «Даллас» прямой и явной угрозой аутентичной национальной идентичности, «символом американского культурного империализма». Во второй части анализируется проблема культурной гомогенизации под влиянием мультинационального капитала.

Ссылаясь на данные кросс-культурного исследования, посвященного изучению реакции аудитории разных стран мира на американский сериал «Даллас», проведенное Кацем и Либесом, Дж.Томлинсон настаивает на том, что в ряде случаев реакцией на воздействие культурного (американского) империализма может быть не что иное, как усиление исконных культурных ценностей аудитории. Также несомненно абсурдным ему представляется утверждение о том, что у людей, испытывающих такое влияние, сегодня нет собственной сложившейся системы ценностей, и что последняя может сложиться у них исключительно в результате просмотра сериалов, подобных «Далласу», из чего он делает вывод об относительно слабой степени подверженности аудитории различного рода манипуляциям и идеологическим влияниям. Полемизируя с С.Хеймлинком, рассматривающим в работе «Культурная автономия в глобальных коммуникациях» тенденцию мультинационального капитализма к конвергенции и гомогенизации, в частности, вопросы культурной автономии и культурной гомогенизации или «культурной синхронизации», Дж.Томлинсон ставит под сомнение справедливость тезисов С.Хеймлинка о необходимости противостояния культурной синхронизации с позиций культурной автономии и о деструктивности культурной синхронизации, об автономии культуры как необходимом условии выживания культурного сообщества.
Ключевые слова

См. также:
Анатолий Арсеенко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 114-137. 
[Статья]
Николай Иванович Губанов, Николай Николаевич Губанов
Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 51-58. 
[Статья]
Внешнеэкономические связи. 2004.  Т. 10. № 10. С. 64-67. 
[Статья]
С.К. Песцов
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
[Статья]
Ольга Николаевна Антипина, Владислав Леонидович Иноземцев
Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 162-173. 
[Статья]