Эксоцман
на главную поиск contacts

Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках

Опубликовано на портале: 03-03-2004
Изд-во: Ин-т экономики переходного периода, 2003, 224 с.
В работе проведен эмпирический анализ влияния денежной политики на реальный выпуск в 12 странах с переходной экономикой (Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония), а также проверены гипотезы относительно существования отдельных каналов трансмиссии денежно-кредитной политики в этих странах. Отдельный раздел работы посвящен выявлению фактических (неявных) целей денежных властей в переходных экономиках, а также анализу возможных плюсов и минусов евроизации стран Центральной и Восточной Европы.


Введение

      С конца 80-х – начала 90-х гг. страны Восточной Европы и республики бывшего СССР прошли длинный путь реформирования своих экономик. На начальных стадиях этого пути большинству из них пришлось столкнуться с экономическим спадом и высокой инфляцией. Естественно, глубина спада и дестабилизация сферы денежного обращения сильно различались по странам. Тем не менее к концу 90-х гг. большинство стран завершило глубокие институциональные преобразования и вошло в XXI век с экономическим ростом и снижающейся инфляцией.

     Специфицировать стадии перехода мы не будем, но, вполне очевидно, что перед органами государственного регулирования, в том числе и денежно-кредитного, встали качественно новые задачи и проблемы. Российская Федерация вышла на эту стадию экономической трансформации к 2000 г. после финансового кризиса августа 1998 г.

     Опыт показывает, что стабилизационная программа, заключающаяся в выводе годовых показателей инфляции ниже 10 %, может быть успешной при использовании различной денежно-кредитной политики. При этом должны соблюдаться определенные условия: высокий уровень покрытия денежной базы валютными резервами при режиме фиксированного курса и отсутствие обязательств центрального банка по достижению иных целей, способных вступить в конфликт с основной, в частности, по эмиссионному финансированию дефицита государственного бюджета. Последнее имеет решающее значение при осуществлении программы, основанной на таргетировании денежного предложения. Об этом, в частности, свидетельствуют неудача попыток такого рода стабилизации в Болгарии и успех Словении (в последнем случае денежная политика проводилась в условиях профицита государственного бюджета).

     Развитие ситуации во второй половине 1990-х гг. выявило угрозу стабильности режимам, основанным на таргетировании обменного курса, со стороны развивающихся мировых рынков капитала. Выход из режима фиксированного обменного курса ряда стран с переходной экономикой на фоне мирового финансового кризиса 1997–98 гг. не был форсированным, поскольку состояние валютных резервов позволяло удерживать курс, а в некоторых случаях (например, Польша) отсутствовала даже попытка атаки на национальную валюту. Возможность поддерживать курс подтверждает и тот факт, что отказ от режима не сопровождался последующей масштабной девальвацией, как это было в России в 1998 г. Выбор режима обменного курса, таким образом, отчасти определялся субъективными политическими предпочтениями органов денежно-кредитного регулирования.

     Примерами других сценариев поведения в сходной ситуации может являться реакция Чехии и Венгрии. Вместе с тем способность удержать курс и следовать выбранной политике не означает целесообразностьтакого сценария, во-первых, из-за возможности новой атаки на обменный курс в силу изменчивости конъюнктуры мировых финансовых рынков, а во-вторых, вследствие того, что антиинфляционные способности режима фиксированного курса весьма ограничены (как, например, в Венгрии).

     Кроме того, в условиях развития экономики и растущего энтузиазма иностранных инвесторов поддержание курса (в этом случае – от процесса номинального укрепления валюты) является фактором инфляции. При этом стерилизация последствий операций центрального банка на валютном рынке сопряжена со значительными издержками.

     Вышесказанное привело в конце 90-х гг. ХХ в. и начале нового тысячелетия центральные банки стран с переходной экономикой к необходимости частичного пересмотра системы денежно-кредитного регулирования. Общемировые тенденции выразились в так называемом «биполярном» подходе, заключающемся в тенденции к выбору между наиболее жесткой моделью фиксации курса (currency board, валютный комитет) и моделью инфляционного таргетирования, подразумевающей плавающий курс. Консенсуса, тем не менее, в вопросе выбора режима денежно-кредитной политики, как такового нет. Все страны обладают своей спецификой и в формулировке политики, и в ее осуществлении. В этой связи мы полагаем важным дать описание и провести некоторый анализ денежно-кредитной в отдельных странах с тем, чтобы выявить общие закономерности и частные моменты, которые могут представлять интерес как общетеоретического значения, так и прикладного характера для Российской Федерации.

     В нашем исследовании представлены три группы стран. Первая группа включает страны, осуществляющие в настоящее время политику фиксированного курса. Это страны Балтии и Болгария. Следует отметить, что из этих стран только Латвия не придерживается политики (de jure) обязательного покрытия денежной базы золотовалютными резервами. Остальные (Болгария, Литва и Эстония) приняли данное требование и подкрепили его законодательно, а потому их относят к странам, проводящим свою политику по типу «валютного комитета». Определение «по типу» мы используем потому, что помимо операций обмена валюты, центральные банки этих стран сохранили за собой ряд функций традиционного центрального банка, а потому «валютный комитет» в строгом определении не присутствует. Ко второй группе мы относим страны, провозгласившие конечной целью своей денежно-кредитной политики низкую инфляцию и отказавшиеся от промежуточных целей. При этом устанавливаются среднесрочные и годовые плановые ориентиры по инфляции. Речь здесь идет о так называемом таргетировании инфляции. К этой группе стран относятся Венгрия, Казахстан, Чехия и Польша. Третья группа стран также проводит антиинфляционную политику, при этом не декларируя каких-либо обязательных конечных или промежуточных ориентиров. Некие имплицитные установки, несомненно, у органов денежно-кредитного регулирования имеются, что будет ниже показано. В рамках такой политики центральные банки могут опираться на различные индикаторы, в том числе и на обменный курс. В эту группу мы включили Румынию, Словению, Словакию и Хорватию. Российская Федерация, во всяком случае до конца 2002 г., с ее мнимым таргетированием денежного предложения и поддержанием реального курса, при формально плавающем номинальном курсе, в принципе, относится к этой группе стран.

     Целью настоящей работы является сравнительный анализ механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики и сопоставление фактических (неявных) и заявленных промежуточных целей денежных властей в зависимости от выбранного режима денежно-кредитной и курсовой политики в странах с переходной экономикой, а также формулирование рекомендаций в области выбора режима денежно-кредитной политики для России.

     Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени являлась эндогенной по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса . Вместе с тем по мере ослабления проблемы внешнего долга и снижения зависимости России от внешней конъюнктуры роль данного инструмента макроэкономической государственной политики должна возрасти. В связи с этим представляется уместным обратиться к опыту других стран с переходной экономикой и рассмотреть, как менялись приоритеты при проведении денежно-кредитной политики по мере продвижения их экономик к рыночной системе. Кроме того, такое исследование позволит выявить особенности проведения денежно-кредитной политики в переходных экономиках по сравнению с теоретическими конструкциями и наблюдениями, сделанными на основе опыта развитых стран.

     Опубликованные до настоящего времени исследования механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики и целевой функции денежных властей проводились преимущественно для развитых экономик. В то же время анализ денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой сводится, как правило, к изучению роли денежно-кредитной политики в стабилизации инфляционных процессов после шока либерализации цен и к вопросу о независимости центрального банка.

     Наше исследование представляет собой попытку применения хорошо отработанных методик эмпирического анализа денежно-кредитной политики для изучения процессов, наблюдаемых в переходных экономиках.

      Таким образом, основными задачами исследования являются: · анализ действующих каналов трансмиссии денежно-кредитной политики (т.е. механизмов воздействия денежно-кредитной политики на реальный выпуск) в ряде стран с переходной экономикой в зависимости от выбранного режима денежно-кредитной и курсовой политики; · выявление фактических промежуточных целей денежных властей и их соответствие заявленным ориентирам в зависимости от выбранного режима денежно-кредитной и курсовой политики; · анализ возможных выгод для экономики стран Восточной Европы от вхождения в зону евро (на основе опыта полной долларизации). Методология исследования строится на основе эконометрического моделирования процессов в денежной сфере и реальном секторе. В частности, анализ каналов денежной трансмиссии будет проводиться путем построения векторных авторегрессионных моделей, а выявление истинных промежуточных целей денежных властей – через оценки параметров альтернативных целевых функций. Исследование проводится для следующих стран: Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония. В рамках исследования были получены следующие теоретические и практические результаты и рекомендации: · выявлены особенности механизма трансмиссии денежно-кредитной политики в переходных экономиках; · сопоставлены фактические (неявные) и заявленные цели денежных властей в переходных экономиках; · разработаны рекомендации по выбору режима денежно-кредитной политики и промежуточных целей денежно-кредитной политики Банка России; · обоснованы предложения по использованию инструментов денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста в экономике РФ.

     Структура работы следующая: в первой главе мы приведем краткую характеристику денежно-кредитной и курсовой политики в выбранных странах, разделенных на группы по заявленным целям. Во второй главе будет дан обзор основных теоретических и эмпирических работ по анализу денежно-кредитной и курсовой политике в странах с переходной экономикой. Третья глава посвящена эмпирическому анализу влияния денег на выпуск и выявлению возможных каналов трансмиссии денежно-кредитной политики на выборке из 12 стран. В четвертой главе мы приведем результаты эмпирической проверки неявных промежуточных целей денежных властей в этих же странах. Пятая глава работы содержит краткий анализ основных преимуществ и недостатков режима полной долларизации как модели возможной евроизации в странах Центральной и Восточной Европы.

Содержание:

Введение

Глава 1. Эволюция денежно-кредитной политики в странах Восточной Европы

Фиксированный обменный курс

Таргетирование инфляции

Неклассифицируемые режимы денежно-кредитной политики

Глава 2. Анализ денежно-кредитной и валютной политики в переходных экономиках в экономической литературе

Инфляционные процессы и равновесие на денежном рынке

Политика денежных властей и промежуточные цели денежно-кредитной политики

 Моделирование денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой

Модели обменных курсов в переходных экономиках

Глава 3. Исследование механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой

Анализ влияния денежных шоков на реальный сектор экономики

Таргетирование инфляции

Фиксированный обменный курс

Неклассифицируемые режимы денежно-кредитной политики

Анализ каналов денежной трансмиссии

Глава 4. Выявление фактических целей денежных властей

Таргетирование инфляции

Фиксированный обменный курс

Неклассифицируемые режимы денежно-кредитной политики

Глава 5. Современные проблемы в области денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой

Перспективы и проблемы введения евро в странах Центральной и Восточной Европы 

Опыт стран, принявших режим полной долларизации

 Теоретические достоинства и недостатки режима полной долларизации

акроэкономическая ситуация в странах, принявших полную доллларизацию

Перспективы и проблемы евроизации стран Центральной и Восточной Европы

Влияние глубины финансового сектора на развитие национальных экономик

Основные выводы и рекомендации

Приложение к главе 3

Список использованной литературы


Ключевые слова

См. также:
Антон А Струченевский
Экономический журнал ВШЭ. 1999.  Т. 3. № 1. С. 82-100. 
[Статья]
Светлана Владимировна Шмыкова
[Статья глоссария]
Сергей Михайлович Дробышевский, Анна Михайловна Козловская
[Книга]