Эксоцман
на главную поиск contacts

Искусство и массы в современном буржуазном обществе

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Москва: Советский композитор, 1989, 320 с.
Несмотря на очевидную политическую ангажированность сборника, содержание его статей отнюдь не исчерпывается обличением «язв и пороков» «массовой культуры капиталистического Запада». Напротив, во многих случаях критические оценки авторов сборника оказываются удивительно созвучны высказываниям философов, искусствоведов и социологов Западной Европы и США (от З. Фрейда, Э. Фромма и Г. Маркузе до К. Гринберга и Д. Макдональда), которых трудно заподозрить в симпатиях к СССР и советскому марксизму. Одним из несомненных достоинств сборника являются предпринимаемые в целом ряде статей исторические экскурсы, воссоздающие исторический контекст, в рамках которого происходило становление того или иного направления популярной культуры, а также сжатый обзор основной литературы по каждому из рассматриваемых вопросов. (См., например, статью Н. Дмитриевой «Китч», в которой, в частности, рассматривается этимология и основные смысловые оттенки употребления слова «китч», исследование С. Батраковой о поп-арте, его истории и основных представителях, развернутое эссе Д.Житомирского о популярной музыке и др.)

Предисловие к первому изданию
3
Предисловие ко второму изданию
8
Н. Дмитриева. Китч
10
В. Силюнас. Фабрика кошмаров
41
Д. Житомирский. Бунт и слепая стихия (в мире поп музыки)
69
С. Батракова. Поп-арт
108
Г. Макарова. О проблемах массового демократического театра на Западе (Утопии. Проекты. Практика)
138
С. Бушуева. Мюзикл
170
Т. Проскурникова. От Тарзана до Сирано
194
В. Кадышева. Искусство шансонье
218
С. Фурцева. Искусство и реклама (телевидение в США)
254
Т. Бутрова. Пути политического театра к массовой аудитории
284