Эксоцман
на главную поиск contacts

Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

Опубликовано на портале: 20-02-2004
Москва, 1965, cерия "Художественная литература"
Это исследование – только первый шаг в большом деле изучения народной смеховой культуры прошлого. В этой книге Бахтин стремился показать, что основные принципы творчества Рабле – этого великого художника определяются народной смеховой культурой прошлого. Один из существенных недостатков современного литературоведения состоит в том, что оно пытается уложить всю литературу – в частности, ренессансную – в рамки официальной культуры. Между тем творчество того же Рабле можно действительно понять только в потоке народной культуры, которая всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной культуре и вырабатывала свою особую точку зрения на мир и особые формы его образного отражения. В центре внимания Бахтина народный смех и его формы – наименее изученная область народного творчества. Узкая концепция народности и фольклора, слагавшаяся в эпоху предромантизма и завершенная в основном Гердером и романтиками, почти вовсе не вмещала в свои рамки специфической народно-площадной культуры и народного смеха во всем богатстве его проявлений.

И в последующем развитии фольклористики и литературоведения смеющийся на площади народ так и не стал предметом сколько-нибудь пристального и глубокого культурно-исторического, фольклористского и литературоведческого изучения. В обширной научной литературе, посвященной обряду, мифу, лирическому и эпическому народному творчеству, смеховому моменту уделяется лишь самое скромное место, причем к нему прилагаются совершенно чуждые ему представления и понятия о смехе, сложившиеся в условиях буржуазной культуры и эстетики нового времени.
Между тем и объем и значение этой культуры в средние века и в эпоху Возрождения были огромными. Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья. При всем разнообразии этих форм и проявлений – площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое – все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры. Все многообразные проявления и выражения народной смеховой культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм: 1. Обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.); 2. Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках; 3. Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.). Все эти три вида форм, отражающие – при всей их разнородности – единый смеховой аспект мира, тесно взаимосвязаны и многообразно переплетаются друг с другом.
Введение. Постановка проблемы.
Глава 1. РАБЛЕ В ИСТОРИИ СМЕХА
Глава 2. ПЛОЩАДНОЕ СЛОВО В РОМАНЕ РАБЛЕ
Глава 3. НАРОДНО-ПРАЗДНИЧНЫЕ ФОРМЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ РАБЛЕ
Глава 4. ПИРШЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ У РАБЛЕ
Глава 5. ГРОТЕСКНЫЙ ОБРАЗ ТЕЛА У РАБЛЕ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
Глава 6. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕЛЕСНОГО НИЗА В РОМАНЕ РАБЛЕ
Глава 7. ОБРАЗЫ РАБЛЕ И СОВРЕМЕННАЯ ЕМУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Приложение. РАБЛЕ И ГОГОЛЬ
Ключевые слова

См. также:
Светлана Владимировна Лурье
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 153–164. 
[Статья]
Михаил Олегович Руденко
[Статья глоссария]
Сергей Арсеньевич Ерофеев
[Статья глоссария]
Павел Семенович Гуревич
Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 154-162. 
[Статья]
Евгений Борисович Моргунов
[Книга]