Трансакционные издержки, связанные с созданием и использованием прав на торговые марки в России
Опубликовано на портале: 25-05-2004
Москва: ТЕИС, 2000, 160 с.
Тематические разделы:
Настоящая публикация, основанная на результатах исследований Бюро
экономического анализа
в 1998-1999 гг., выполненных по заказу Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства, посвящена проблемам создания
условий для
добросовестной конкуренции и недопущения монополистических эффектов, сопряженных
с неэффективным размещением ресурсов в связи с созданием и использованием товарных
знаков на российских товарных рынках. Данная публикация - первая в отечественной
литературе попытка систематического
анализа средств индивидуализации продуктов производителей с использованием инструментария
современного экономического анализа, включая неоинституциональную экономическую
теорию.
В работе излагаются основные особенности объекта исследования, методологические
подходы
к анализу товарных знаков. Особое внимание уделяется рассмотрению товарных знаков
как сигналов качества, нематериального капитального актива, контракта, использованию
товарного знака в хозяйственном обороте на примере коммерческой концессии (франчайзинга).
Рассматриваются также проблемы, связанные с разрешением споров по поводу товарных
знаков. Отдельная глава посвящена международному опыту создания и использования
коллективных
товарных знаков.
|
![]() |
Об авторах
Введение
Глава 1. Средства индивидуализации товаров: основные определения и методология анализа
1.1. Понятие товарного знака
Глава 2. Товарные знаки как рыночные сигналы
2.1. Потребительский выбор и информация
2.2. Виды рыночных сигналов
2.3. Типы товаров и рыночные сигналы
2.4. Типы рынков и товарные знаки
Глава 3. Товарный знак как капитальный нематериальный актив
3.1. Государственное регулирование конкурентных преимуществ, создаваемых владением товарным знаком
3.2. Государственная и негосударственная защита товарных знаков
Глава 4. Стоимость товарного знака
4.1. Значение определения стоимости товарного знака
4.2. Затратный подход
4.3. Доходный подход
4.4. Рыночный подход
4.5. Оценка доброго имени (goodwill)
Глава 5. Коммерческая концессия (франчайзинг)
5.1. Коммерческая концессия: содержание и значение
5.2. Основания возникновения и развития коммерческой концессии
5.3. Перспективы и проблемы распространения коммерческой концессии в России
Глава 6. Споры в связи с регистрацией и использованием товарных знаков
6.1. Эффективность разрешения конфликтов как показатель надежности обратной связи и жизнеспособности институтов
6.2. Перспективы инкорпорирования норм международного права и его влияние на эффективность института
6.3. Институт товарных знаков и антимонопольное законодательство: взаимодополняемость или конфликт?
6.4. Проблема экспансии «антитреста»
Глава 7. Товарные знаки на рынках кондитерской и алкогольной продукции
7.1. Рынок кондитерской продукции
8.1. Методология институционального проектирования
8.2. Условия реализации проекта
8.3. Объект преобразования
8.4. Средства воздействия на объект преобразования
Глава 9. Зарубежный опыт создания и защиты прав на товарные знаки
9.1. Основополагающие характеристики товарных знаков: альтернативные подходы
9.2. Коллективные товарные знаки
Глоссарий
Литература
Приложения
Введение
Глава 1. Средства индивидуализации товаров: основные определения и методология анализа
1.1. Понятие товарного знака
-
1.1.1. Определение товарного знака как объекта интеллектуальной собственности
1.1.2. Охраноспособность и оборотоспособность средств индивидуализации предприятий
1.1.3. Виды товарных знаков
1.1.4. Значение товарных знаков в России
-
1.2.1. Основные компоненты неоинституционального подхода
1.2.2. Товарный знак как институт
1.2.3. Экономические последствия различных правовых традиций в области товарных знаков
1.2.4. Родовые названия и нововведения
Глава 2. Товарные знаки как рыночные сигналы
2.1. Потребительский выбор и информация
2.2. Виды рыночных сигналов
2.3. Типы товаров и рыночные сигналы
2.4. Типы рынков и товарные знаки
Глава 3. Товарный знак как капитальный нематериальный актив
3.1. Государственное регулирование конкурентных преимуществ, создаваемых владением товарным знаком
3.2. Государственная и негосударственная защита товарных знаков
Глава 4. Стоимость товарного знака
4.1. Значение определения стоимости товарного знака
4.2. Затратный подход
4.3. Доходный подход
4.4. Рыночный подход
4.5. Оценка доброго имени (goodwill)
Глава 5. Коммерческая концессия (франчайзинг)
5.1. Коммерческая концессия: содержание и значение
5.2. Основания возникновения и развития коммерческой концессии
5.3. Перспективы и проблемы распространения коммерческой концессии в России
Глава 6. Споры в связи с регистрацией и использованием товарных знаков
6.1. Эффективность разрешения конфликтов как показатель надежности обратной связи и жизнеспособности институтов
6.2. Перспективы инкорпорирования норм международного права и его влияние на эффективность института
6.3. Институт товарных знаков и антимонопольное законодательство: взаимодополняемость или конфликт?
6.4. Проблема экспансии «антитреста»
Глава 7. Товарные знаки на рынках кондитерской и алкогольной продукции
7.1. Рынок кондитерской продукции
- 7.1.1. Общая ситуация
7.1.2. «Советское наследие»
7.1.3. Проблема связи товарного знака и качества товара
7.1.4. Регистрация и защита товарных знаков
7.1.5. Отношение производителей к товарным знакам
- 7.2.1. Общие постановки
7.2.2. «Советское наследие»
7.2.3. Регистрация и сделки с правами на товарные знаки
7.2.4. Товарные знаки и качество
7.2.5. Теневой оборот
8.1. Методология институционального проектирования
8.2. Условия реализации проекта
8.3. Объект преобразования
8.4. Средства воздействия на объект преобразования
Глава 9. Зарубежный опыт создания и защиты прав на товарные знаки
9.1. Основополагающие характеристики товарных знаков: альтернативные подходы
9.2. Коллективные товарные знаки
Глоссарий
Литература
Приложения

сохранить
[20 КБ]
[20 КБ]
Ключевые слова
антимонопольное законодательство государственное регулирование индивидуализация продуктов институциональное проектирование интеллектуальная собственность монополистический эффект патент и торговая марка сигнал качества товарный рынок франшиза экономический институт
См. также:
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2020.
Т. 12.
№ 4.
С. 94-111.
[Статья]
Экономические науки.
2009.
№ 5.
С. 19-22.
[Статья]
Эмпирическое исследование интеллектуальной стоимости крупных российских компаний
и факторов ее роста
Корпоративные финансы.
2008.
№ 2 (6).
С. 5-19.
[Статья]
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2018.
Т. 10.
№ 4.
С. 112-124.
[Статья]