Эксоцман
на главную поиск contacts

К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. Общ.ред. и вступ. ст. И.С.Нарского и М.А.Хевеши

Опубликовано на портале: 19-03-2004
Москва: Прогресс, 1991, 412 с.
В "Пролегоменах" нашли отражение результаты многолетних усилий лукача по разработке общефилосфских основ теории общественной жизни, в том числе итоги таких исследований, как анализ философии Гегеля, учения Маркса о практик, концепция общественно-исторического труда как основы социальной жизни, анализ товарного и религиозного фетишизма в связи с процессами отчуждения, проблемы историзма и социального прогресса и т.д.".

«Пролегомены» – сжатое, обобщенное изложение концепции Д.Лукача (1885-1971), развернутой в незавершенном теоретическом сочинении последних лет его жизни «К онтологии общественного бытия». Книга писалась, когда марксизм переживал кризис. В Европе 60-х годов, наблюдавшей продолжающиеся неудачи опыта социалистического строительства, переживавшей новую волну естественно-научных открытий, приоритетными становились прагматические ценности стандартизированного, технизированного образа жизни (реакцией на это стали, в частности, молодежные бунты). В социальных науках утверждались структуралистские подходы; пользующаяся влиянием Франкфуртская школа начала диалог с неопозитивистами. Венгерский философ, защищая краеугольные положения учения Маркса – об онтологии общественного бытия, о сущности родового человека – выступает против «дезантропоморфирующих» методов познания. Он настаивает на бытийном характере человеческого бытия, на единстве трех его сторон - органической, неорганической и социальной. По Д.Лукачу, общественное развитие человека есть преодоление «немоты его родовой сущности». Устранение родовой немоты происходит в духовной жизни, которая таким образом выступает основой самостановления человека. Немая родовая сущность обоснована биологически, поэтому действует непосредственно, тогда как путь человека к собственному воплощению уничтожает непосредственность и поэтому нуждается в собственном опосредующем акте. То есть всегда существует отчуждение нового бытия. Становясь объектами, новые формы социальности могут дуалистически противопоставляться прежнему бытию (например, в виде дуализма души и тела). Между тем, суть духовной жизни может быть понята только исходя из онтологических оснований бытия, понимаемого в марксизме как предметность.
И.С.Нарский, М.А.Хевеши "Построение социальной онтологии марксизма. Последнее теоретическое сочинение Д.Лукача"

Принципиальные вопросы ныне возможной онтологии

1. Сущность общественного бытия

2. Становление родовой сущности человека

3. Диалктика необратимости

4. Идеальное и идеология. Отчуждение
Ключевые слова

См. также:
Фарид Исламович Минюшев
Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 3-13. 
[Статья]
Игорь Анатольевич Голосенко
Новая и новейшая история. 1966.  № 4. С. 85-93. 
[Статья]
Aily Aarelaid-Tart
Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 63-72. 
[Статья]
James C. Sarros
British Journal of Management. 2002.  Vol. 13. No. 4. P. 285 - 304. 
[Статья]
Леонид Наумович Боголюбов
[Учебная программа]
Е.И. Башилова
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 62-65. 
[Статья]
Елена Олеговна Стрижак
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 2. С. 48-63. 
[Статья]