К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. Общ.ред. и вступ. ст. И.С.Нарского и М.А.Хевеши
Опубликовано на портале: 19-03-2004
Москва: Прогресс, 1991, 412 с.
Тематические разделы:
В "Пролегоменах" нашли отражение результаты многолетних усилий лукача по разработке
общефилосфских основ теории общественной жизни, в том числе итоги таких исследований,
как анализ философии Гегеля, учения Маркса о практик, концепция общественно-исторического
труда как основы социальной жизни, анализ товарного и религиозного фетишизма в связи
с процессами отчуждения, проблемы историзма и социального прогресса и т.д.".
«Пролегомены» – сжатое, обобщенное изложение концепции Д.Лукача (1885-1971), развернутой в незавершенном теоретическом сочинении последних лет его жизни «К онтологии общественного бытия». Книга писалась, когда марксизм переживал кризис. В Европе 60-х годов, наблюдавшей продолжающиеся неудачи опыта социалистического строительства, переживавшей новую волну естественно-научных открытий, приоритетными становились прагматические ценности стандартизированного, технизированного образа жизни (реакцией на это стали, в частности, молодежные бунты). В социальных науках утверждались структуралистские подходы; пользующаяся влиянием Франкфуртская школа начала диалог с неопозитивистами. Венгерский философ, защищая краеугольные положения учения Маркса – об онтологии общественного бытия, о сущности родового человека – выступает против «дезантропоморфирующих» методов познания. Он настаивает на бытийном характере человеческого бытия, на единстве трех его сторон - органической, неорганической и социальной. По Д.Лукачу, общественное развитие человека есть преодоление «немоты его родовой сущности». Устранение родовой немоты происходит в духовной жизни, которая таким образом выступает основой самостановления человека. Немая родовая сущность обоснована биологически, поэтому действует непосредственно, тогда как путь человека к собственному воплощению уничтожает непосредственность и поэтому нуждается в собственном опосредующем акте. То есть всегда существует отчуждение нового бытия. Становясь объектами, новые формы социальности могут дуалистически противопоставляться прежнему бытию (например, в виде дуализма души и тела). Между тем, суть духовной жизни может быть понята только исходя из онтологических оснований бытия, понимаемого в марксизме как предметность. |
И.С.Нарский, М.А.Хевеши "Построение социальной онтологии марксизма. Последнее теоретическое
сочинение Д.Лукача"
Принципиальные вопросы ныне возможной онтологии
1. Сущность общественного бытия
2. Становление родовой сущности человека
3. Диалктика необратимости
4. Идеальное и идеология. Отчуждение
Принципиальные вопросы ныне возможной онтологии
1. Сущность общественного бытия
2. Становление родовой сущности человека
3. Диалктика необратимости
4. Идеальное и идеология. Отчуждение
Ключевые слова
См. также:
Общественные науки и современность.
2019.
№ 6.
С. 40-54.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 63-72.
[Статья]
Социологические исследования.
2011.
№ 4.
С. 3-13.
[Статья]
British Journal of Management.
2002.
Vol. 13.
No. 4.
P. 285 - 304.
[Статья]
[Учебная программа]
Среднее профессиональное образование.
2010.
№ 4.
С. 62-65.
[Статья]