Эксоцман
на главную поиск contacts

Новый учебник по обществознанию для основной школы

Опубликовано на портале: 19-03-2004
Изд-во: Международные отношения, 2002, 240 с.
Фрагменты нового учебника по обществознанию для VIII класса. Учебник написан доктором юридических наук, профессором В. О. Мушинским, рекомендован Министерством образования РФ, включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий. В тексте рассмотрены вопросы, связанные с моралью, а именно, ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ПРИНЦИПЫ. Данный текст размещен на страницах электронной библиотеки.

Новый учебник по обществознанию для основной школы В.О.МУШИНСКИЙ. доктор юридических наук Предлагаем вниманию читателей фрагменты нового учебника по обществознанию для VIII класса. Учебник написан доктором юридических наук, профессором В. О. Мушинским, рекомендован Министерством образования РФ, включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий.

§ 5. МОРАЛЬ: ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ПРИНЦИПЫ
Вернемся к подвигу французского летчика. Ничто не могло заставить его пойти на смерть, кроме его внутренних убеждений. Его совесть, т. е. способность устанавливать для себя планку моральных требований и выполнять их, подсказала ему, что его долг - разделить судьбу своего беспомощного товарища. Верность долгу и дружбе была для него ценнее самой жизни.
Совесть человека измеряется ценностями и правилами (нормами), которыми он руководствуется в жизни и в общении с другими людьми.
Ценности

Ценность - это то, что людям полезно и дорого. Моральная ценность - то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь, достоинство, дружба, любовь, верность, справедливость и др. Моральная ценность - это добро, которое человек желает себе и другим, в противоположность злу, причиняющему страдание. У каждого человека своя иерархия ценностей: у одного - жизнь, у другого - честь и достоинство и т. д. Вместе с тем примерно одинаковые понятия о "весе" и приоритете ценностей распространяются на большие группы людей - социальные, профессиональные и др. Так, среди дворянства бытовало мнение, что оскорбление можно смыть только кровью на дуэли. Гвардейские офицеры (как и другие аристократы) рисковали жизнью ради чести любимой женщины, они считали это своим нравственным долгом. У врачей своя иерархия ценностей: врач спасает пациента независимо от того, друг он или враг, врач лечит больных, даже если сам рискует заразиться смертельной болезнью, здоровье больного для него ценнее собственного. Врачи имеют свод моральных правил, который называется "клятвой Гиппократа", древнего врача, основателя медицины.
Из приведенных выше примеров можно вывести механизм действия морали в конкретных жизненных ситуациях. Ценностная ориентация человека определяет его долг, то есть то, как он должен себя вести, каким моральным правилом (нормой) руководствоваться. Мы уже знаем из предыдущего параграфа, что долг является основным понятием морали. Долг перед другими людьми. Но у личности, которая руководствуется моральными ценностями, этот долг является в первую очередь долгом перед собственной совестью. Долгом диктуется поступок, соответствующий моральному требованию, то есть моральному правилу.

Особенности морали
Эти правила (нормы) рождаются в обществе стихийно и обычно являются неписаными. Новые поколения усваивают их из самого образа жизни, из повседневных отношений с другими людьми. Правда, многие моральные правила записаны в религиозных книгах, в частности в Библии, "священной книге" иудеев и христиан. Однако писали их не те, кому приписывается авторство этих нравственных аксиом (об этом мы еще поговорим).
Вторая особенность моральных норм состоит в том, что они формулируются в краткой абстрактной форме и носят абсолютный характер, то есть не делают исключения из провозглашенного правила. "Не убей", "не солги", "единожды солгавшему, кто же тебе поверит! " Как видите, эти аксиомы абстрактны, то есть не привязаны к конкретной ситуации, к конкретному случаю. А если на меня нападают злодеи и спастись я могу, только лишив их жизни? И должен ли врач говорить больному, что тот через день умрет? Однако моральные нормы и не должны откликаться на все случаи жизни, они составляют основу, начала, принципы морального поведения.
А как же оценить конкретные случаи отступления от морального правила? Прав ли был я, убив злодея? Прав ли был врач, не сказав больному о его скорой неминуемой смерти? А судить надо по шкале "добро-зло". Наверное, невольный убийца злодея совершил добрый поступок: он спас свою жизнь и жизнь других, кто мог стать невинной жертвой этого злодея. И врач совершил добрый поступок, не усилив душевных мук больного. Конечно, понимание добра и зла не во всем совпадает у различных людей, у разных социальных групп. Так, большевики считали великим благом и добром для человечества ликвидацию частной собственности. Их противники, наоборот, считали это величайшим злом.
Моральные нормы регулируют не только поступки людей, но и их мысли и чувства. Низменные чувства и злые мысли аморальны. Человек аморален, если он только из страха быть наказанным не крадет, но очень-очень хочет украсть...
Мы уже говорили, что главным стимулом к моральному поведению личности является совесть. Таким же образом угрызения совести, стыд являются самыми сильными средствами для соблюдения этих норм. Но ведь не у всех же есть совесть, не все испытывают чувство стыда за свои аморальные проступки. На этих людей воздействует другая сила - общественное осуждение. Такому человеку не подают при встрече руки, не приглашают в дом, с ним прекращают отношения друзья, его характеризуют как низкого человека, подлеца, лжеца и т. д. Это очень сильное средство. Многие же люди стыдятся своих непристойных поступков, как это делал Фамусов, восклицая: "Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна! "
Мораль осуждает низменные, эгоистические интересы и стремления человека: алчность, жадность, лживость, стремление добиваться цели любыми средствами и т.д. Но это не значит, что нормы морали пренебрегают личными интересами человека. Вспомним основной моральный закон, или нравственный императив: поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Значит, мерилом твоего морального поведения являешься ты сам, твои интересы и стремления. И если ты будешь поступать с другими в соответствии с общепринятыми нормами морали, то и они будут также поступать с тобой. Ты хочешь себе добра и получишь его, если будешь дарить добро другим. Аморальный проступок только в первый момент дает выгоду тому, кто его совершил. Вы хотите идти гулять и лжете родителям, что уже выучили уроки. Вы достигли цели, но не радуйтесь. Это успех временный, построенный на лжи, и он обернется не одним поражением. Во-первых, завтра в школе вы можете получить двойку; во-вторых, и это главное, вам перестанут верить родители, вы подрываете их доверие к вам.
Мораль накладывает на человека определенные ограничения, но ошибкой будет полагать, что аморальный "беспредел", "освобождение" от "вериг" морали останется безнаказанным.
Мы уже говорили, что у людей различная система ценностей и представлений о добре и зле. То же самое можно сказать и о нормах морали. У каждого человека есть свой моральный "кодекс". Вот как, например, описывал Лев Толстой мораль Вронского, героя романа "Анна Каренина": "Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющий все, что должно и не должно делать... что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений, но можно оскорблять... " Эта двойственная мораль была присуща многим аристократам, и можно говорить о групповой морали аристократии как социальной группы, которая отличалась от групповой морали крестьянства: аристократу и в голову не пришло бы, что выбрасывать в помойку куски хлеба - великий грех, то есть безнравственность. А для крестьянина это правило - азбука его жизни.

Общечеловеческая мораль
И все же при всем различии отдельных моральных ценностей у человека, групп людей, различающихся по профессии, национальности, религии, у всех народов есть одинаковые моральные нормы и принципы, то есть общечеловеческая мораль. Действительно, каким образом Робинзон и Пятница, люди разных культур, образа жизни, смогли найти путь друг к другу? Только потому, что каждый из них увидел в другом такого же человека, как он сам. Им помогло чувство гуманизма, чувство общей принадлежности человеческому роду. Некоторые ученые, опираясь на многочисленные этнографические исследования, пришли к выводу, что такие моральные качества, как правдивость, верность, щедрость, гостеприимство, вежливость, благодарность, являются общим достоянием всего человечества. С другой стороны, у всех людей вызывают осуждение воровство, лжесвидетельство. Так, среди заповедей Библии, которые Бог изрек Моисею, древнему вождю иудеев, были: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... ", "не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего". Эти моральные требования встречаются у разных народов в разные времена в их текстах и фольклоре. У разных народов есть пословицы одного и того же содержания, соответствующие, например, русским: "не в свои сани не садись", "без труда не вынешь и рыбку из пруда" или "береги честь смолоду" и т. д.
Общечеловеческие правила морали являются тем "обязательным минимумом", которому должны подчиняться люди, чтобы между ними не началась "война всех против всех". Нормы наиболее легко поддаются однозначному толкованию. Это значит, что люди разных социальных, национальных, возрастных и других групп вкладывают в данные правила одинаковый смысл.
Достаточно ли, однако, моральных норм и их воздействия на людей, чтобы разрешить все споры между ними? Ведь с помощью морали человек может исполнить свой долг перед другими, но не может защитить свои личные интересы. Конфликт этих интересов настолько силен, что мораль с ее средствами воздействия оказывается бессильной. Таким образом, возникает необходимость в праве.

Краткие выводы
Совесть - это способность человека устанавливать для себя планку моральных требований и выполнять их. Моральная ценность - это то, что дорого человеку в себе и в других, добро, которого человек желает себе и другим. Ценности определяют долг человека, который является основным понятием морали, а долг определяет правило поведения (норму). Нормы морали рождаются в обществе стихийно и являются, как правило, неписаными. Моральные нормы формулируются в краткой абстрактной форме и носят абсолютный характер, то есть не допускают исключений из установленного правила. Судить о моральности конкретного поступка надо по шкале "добро - зло". Поступок морален, если он добр. Средствами воздействия на аморальное поведение являются угрызения совести (стыд) и общественное осуждение. В обществе существуют различные системы морали, но есть общечеловеческие нравственные нормы. Это тот "обязательный минимум" морали, который необходим, чтобы не началась "война всех против всех". Мораль, однако, не может защитить личные интересы людей, разрешить конфликт (столкновение) этих интересов.

Задания для размышлений
Вспомните две-три поговорки или пословицы, в которых содержатся моральные требования. Существует ли "ученическая" мораль? Если вы не дали соседу по парте списать контрольную, вы поступили морально или аморально? Почему аморально ябедничество?
Ценности
Особенности морали
Общечеловеческая мораль
Краткие выводы
Задания для размышления

Ключевые слова

См. также:
Лилия Шевцова
[Книга]
Галина Ивановна Осадчая
Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 88-94. 
[Статья]
Timothy Colton, Michael McFall
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 4 (54). С. 13-26. 
[Статья]
Владимир Валентинович Лапкин, Игорь Моисеевич Клямкин
ПОЛИС: Политические исследования. 1995.  № 4. С. 98-122. 
[Статья]