Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи
Опубликовано на портале: 16-02-2004
Москва: Новое литературное обозрение, 2002, 576 с.
Тематические разделы:
Татьяна Чередниченко — известный культуролог, музыковед, публицист. Ее новая
книга — заметки о музыке, облик которой определен поворотом 1970-х (публикация
начата в журнале «Неприкосновенный запас»). Музыка (как высоких, так и
массовых жанров) представляется автору мировоззренческим фонендоскопом; данные стихийного
звукомониторинга позволяют лучше понимать современность. В галерее композиторских
портретов — А. Волконский, Н. Сидельников, В. Сильвестров, Г. Уствольская,
А. Караманов и др.
Книга представляет собой серию разножанровых очерков, посвященных рассмотрению некоторых тенденций развития музыки классико-академической традиции в СССР 70-х гг. прошлого века. Именно в это время творчество ряда советских композиторов (в частности, Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, Н. Сидельникова, В. Сильвестрова, Г. Уствольской и целого ряда других), делающих ставку на сознательное обновление музыкального языка, утверждается в качестве самостоятельного направления, обладающего своей аудиторией, кругом исполнителей и критиков. Так возникает достаточно самобытное явление — советский композиторский авангард 70-х. Одной из особенностей «авангарда 70-х» является то, что, существуя вопреки идеологическим установкам Советского государства и противостоя советской нормативной эстетике, это, на первый взгляд, принципиально «анти-академическое» течение оказывается, теснейшим образом связанным именно с центрами академического музыкального образования (государственными учебными заведениями) и, прежде всего, с Московской консерваторией. В известном смысле книга Чередниченко — свидетеля, а иногда непосредственного участника событий того времени — является своеобразным опытом «включенного наблюдения», реализовавшемся в созданном автором «портрете эпохи». |
![]() |
Ключевые слова
См. также:
Общественные науки и современность.
2017.
№ 1.
С. 165–176.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2004.
No. 4.
P. 79-98.
[Статья]
Общественные науки и современность.
1999.
№ 2.
С. 139-151.
[Статья]
[Книга]
[Книга]
[Учебная программа]