Эксоцман
на главную поиск contacts

Внешняя среда бизнеса

Опубликовано на портале: 29-03-2005
2004

В этой теме вы узнаете:
Что такое бизнес и какую деятельность можно называть бизнесом;
  • О видах и границах бизнеса.
    Прежде всего следует определиться, что мы будем называть бизнесом. Исходя из классического определения толкового словаря, бизнес - это деятельность. Далее следуют эпитеты: предпринимательская, экономическая, приносящая доход, прибыль. Если с первыми двумя определениями все относительно понятно, то последние нуждаются в уточнении. Определимся сразу, что доход (или выручка) - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности. Договор о выполнении подобной деятельности - сделка. Те денежные (или материальные) средства, которые идут на обеспечение такой деятельности принято называть расходом, издержками или затратами. Под прибылью понимается положительная разница между доходом и расходом. Соответственно отрицательная разница называется убытком. Таким образом получается, что классическое определение бизнеса может быть понято неоднозначно. На наш взгляд, предпринимательскую деятельность можно считать бизнесом, если она отвечает трем основным параметрам:
    • Результат такой деятельности всегда реальная прибыль, а не доход (по крайней мере, в долгосрочной перспективе) или намерение или субъективная убежденность.
    • Получение прибыли должно быть стабильным: бизнес - это продолжительная деятельность, а не однократная сделка.
    • Это законная деятельность: незаконное получение любого дохода не может считаться бизнесом.
    • Эта деятельность должна приносить пользу обществу и/или его элементам.
    Сама идея бизнеса основана на создании добавленной стоимости, т.е. создании некой дополнительной ценности для потребителя (клиента), за которою от готов и будет платить деньги (или иные ценности). Какая же деятельность может приносить доход. Попробуем определить основные виды бизнеса:
    • Производство - создание добавленной стоимости основано на переработке ресурсов в качественно новое состояние. Производство может быть материальное (автомобиль, книга, хлеб и т.д.), либо нематериальное (компьютерные программы и т.п.)
    • Торговля - добавленная стоимость создается за счет повышения удобства приобретения и потребления, при этом сам продукт не изменяется. Различают два принципиально различных вида торговли: арбитраж - создание добавленной потребительской стоимости путем изменения места и ассортимента товаров ("здесь купил - там продал"); и спекуляция - путем отсрочки времени потребления (использования) ("сегодня купил - завтра продал").
    • Оказание услуг - создание добавленной стоимости за счет проведения работ, удовлетворяющие потребности потребителя (клиента). Все услуги можно условно разделить на потребительские (где клиентами выступают люди - конечные потребители, например: парикмахерские, туристические, переводческие и т.п.) и деловые (клиенты - как правило - организации, заинтересованные в обеспечении и сопровождении своей деятельности, например: бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и т.п.) Некоторые виды услуг (например, юридические, брокерские) могут быть оказаны как частным лицам, так и организациям.
    Результат создания добавленной потребительской стоимости - товар или услугу - в бизнесе принято называть продуктом. Протекание бизнеса как деятельности зависит от множества факторов и условий, как внутри, так и вне пределов деловой организации. Соответственно, принято выделять внутреннюю и внешнюю среды бизнеса. В рамках данной темы объектом нашего внимания является внешняя среда, т.е. многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние. За последние пятьдесят лет, с появлением и развитием системного и ситуационного подходов в менеджменте, внешняя среда привлекает все большее внимание исследователей. Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. В связи со стремительным повышением турбулентности окружения, характер взаимодействия с ним бизнеса становится все более хаотическим, а последствия - все более существенными. Способность понимать ключевые процессы среды бизнеса - сегодня не просто хороший тон или изыск, а, напротив, суровая необходимость. Организация не понимающая своего окружения и своих границ обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью (изменчивостью) и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты (дарвиновская наследственность). Несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде бизнеса, можно попытаться выделить её основные значимые черты:
    • Сложность внешней среды - число и разнообразие факторов, на которые вынуждена реагировать организация, крайне велико. Анализ внешних воздействий и определение ключевых факторов по той или иной проблеме, как правило, требуют значительное количество времени и усилий. Например, регулируя свои отношения с тем или иным сотрудником, компания должна учитывать законодательство страны, локальные нормативные акты, мнение профсоюзов, особенности и сферу компетентности самого работника, ситуацию на рынке труда, географические, экономические, социокультурные и прочие аспекты региона, общественные движения, послужной список сотрудника, публичный имидж компании и т.п.
    • Подвижность внешней среды - все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении - они непрерывно (хотя и с разной скоростью) претерпевают изменения. Например, постоянно изменяются финансовые условия (ставки дисконта, уровень инфляции и т.п.), вводятся новые законы и прочие нормативные акты и отменяются старые, изменяются предпочтения и привычки потребителей и т.п.
    • Взаимосвязанность факторов внешней среды - изменение одного фактора приводит (в той или иной степени) к изменению множества других. Например, война в Ираке ведет к повышению мировых цен на нефть, что в свою очередь увеличивает экспорт нефти из России и ведет к ужесточению требований ВТО к нашей стране повысить внутренние цены на энергоносители, что в свою очередь ведет к удорожанию бензина, а, значит, и всех грузовых перевозок в том числе, что в конечном итоге наиболее сильно сказывается на ценах дешевых товаров, существенная часть себестоимости которых формируется из стоимости доставки, что в частном варианте выливается к подорожанию хлеба на территории почти всей страны. Причем здесь, казалось бы, война в Ираке?
    • Турбулентность внешней среды - изменения во внешней среде происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Фактически проблемность турбулентности внешней среды обусловлена физической неспособностью менеджеров просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений.
    • Неуправляемость внешней среды - организация имеет очень ограниченные возможности (если вообще имеет) влиять на внешний контекст своей деятельности: через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, задание собственных стандартов качества и потребления и т.п. Кроме того, даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном же, компаниям приходится непрерывно адаптироваться к протекающим вокруг них изменениям, т.е. изменяться самим.
    Однако внешняя среда бизнеса сама по себе неоднородна. (рис.4.1)
    Рис. 4.1 Внешняя среда организации С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации и её окружения можно условно выделить три группы:
    • Локальная среда (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение Элвара Элбинга). К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы. На наш взгляд это не совсем удачная классификация, т.к. в ней отсутствует единый критерий. Мы предлагаем распределить объекты локальной среды на основе групп интересов и проблем, которые обязана учитывать компания в своем бизнесе. Мы выделяем: интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил.
    • Глобальная среда (среда косвенного воздействия) - наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Мы выделяем семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.
    • Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) - когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.
    [наверх]Однако, прежде чем преступить к более детальному рассмотрению групп среды бизнеса, следует определить еще одно существенное понятие. Всегда должна существовать некие границы бизнеса, отделяющие внутреннюю среду от внешней. Существует несколько подходов к определению границ бизнеса:
    • "Бизнес - это место". Внешняя среда - все, что за пределами зданий, участков, площадей и т.п.
    • "Бизнес - это организация". Внешняя среда - все, что за пределами взаимодействия между членами организации.
    • "Бизнес - это рынок". Внешняя среда - всё, что за пределами взаимоотношений организации с участниками рынка.
    • "Бизнес - это модель". Внешняя среда - всё, что за пределами модели получения прибыли.
    • "Бизнес - это ценность для клиента". Внешняя среда - всё, что за пределами формирования цепочки ценностей.
    • "Бизнес - это мышление". Границы бизнеса в этом случае - это границы понимания мира и видения самого бизнеса собственником и топ-менеджерами. Бизнес заканчивается там, где заканчиваются амбиции и возможности собственника и управленцев.
    • "Бизнес - это взаимодействие". Границы бизнеса определяются квазипроизведением: [амбиции собственника * способности менеджмента * возможности рынка (в т.ч. клиентов)].
    Какой подход Вам ближе - решайте сами. Однако справедливо заметить, что большинство ограничений в бизнесе (как и в прочих сферах деятельности) связаны, прежде всего, с ограниченностью человеческого мировоззрения и мышления. Современный менеджер не может стандартно подходить к решению проблем: оригинальность, уникальность, творческий подход - вот категории новой парадигмы бизнеса. В данном курсе мы описываем классическое понимание среды бизнеса, однако признаем право на существование альтернативных подходов. ЛОКАЛЬНАЯ СРЕДА БИЗНЕСА
    Интересы и мнения клиентов. Прежде всего следует определиться с тем, кого (или что) мы будем называть клиентами.
    БИЗНЕС [нэ], -а, м. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. [Толковый словарь русского языка]
    Клиенты - это лица, организации, социальные институты, являющиеся покупателями или потребителями продукта организации.
    Важно отметить, что покупатель и потребитель далеко не всегда являются одним и тем же лицом. В нашем понимании клиент - это тот, кто принимает решение о покупке продукта организации или способен в существенной мере повлиять на принятие такого решения. Например, потребителем детского питания является маленький ребенок, однако принимают решение о покупке и платят деньги, как правило, его родители, бабушки и дедушки, а не он сам. Клиентами могут быть люди (индивидуальные клиенты) либо организации (корпоративные клиенты). Работа и с теми и с другими имеет ряд преимуществ и недостатков: Индивидуальные клиенты + незначительная власть покупателя + "покупательский риск" + эмоциональное принятие решений - высокая конкуренция - неосознанное поведение потребителей - постоянное расширение ассортимента Корпоративные клиенты + меньшее количество (возможен мониторинг) + меньше расходы на продажу + более предсказуемые - большая доля рынка (власть покупателя) - смена персонала ведет к смене отношений - бюрократизированное принятие решений В зависимости от способа использования приобретаемого продукта, клиентов можно условно разделить на три категории, это клиенты, приобретающие продукт для:
    • личного использования - в т.ч. для членов своей семьи, друзей, знакомых и др. - для них значимыми факторами являются: доставка, установка, возможность возврата, лизинг, гарантия и т.п.;
    • дальнейшей перепродажи - их приоритеты: предоставление максимального ассортимента, возможность отсрочки платежа, дисконт, доставка, рекламная поддержка и т.п.
    • включения в собственный бизнес процесс - в первую очередь они ориентируются на качество продукта, дисконт, производство под заказ, послепродажное обслуживание и т.п.
    "Процесс совершения покупки" - одно из ключевых понятий в выстраивании взаимоотношений с клиентами и продвижении продукта компании. Существует по крайней мере три подхода к пониманию того, как протекает этот процесс:
    • Рациональный подход - предполагается, что при совершении покупки люди руководствуются рациональными соображениями. Таким образом, процесс может включать несколько или все из нижеследующих этапов:
      • Осознание потребности (желания) - появление интереса, признание проблемы. Все первичные мотивы совершения покупки делят на потребности и желания. Потребность - это ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо. Модель иерархии человеческих потребностей предложил Абрахам Маслоу в 1954 году в работе "Мотивация и личность" (5 уровней потребностей: физиологические - "Я хочу выжить", в безопасности - "Я хочу жить и дальше", социальные - "Я хочу быть своим среди людей", в оценке и признании - "Я хочу, чтобы меня ценили" и потребности в самоактуализации - "Я хочу достичь чего-то важного"). Желания - это нужды, определенные интеллектуальным и культурным уровнем индивида. Потребности всегда ограничены и конечны (по крайней мере в краткосрочном периоде), желания - безграничны. Сегодня именно удовлетворение желаний, а не потребностей является основой большинства бизнесов. Потребности и желания как правило не осознаны. Роль инициатора такого осознания может сыграть, например, реклама.
      • Поиск информации - прежде, чем принять решение о покупке, клиент часто стремиться получить как можно больше дополнительной информации о продукте или об альтернативных продуктах, способных удовлетворить ту же потребность (или желание).
      • Оценка альтернатив - осуществление выбора из имеющихся возможностей. При большом количестве альтернатив, человек реально рассматривает не более семи, которые привлекли его наибольшее внимание.
      • Покупка - покупки бывают двух различных видов: пробные (вызванные желанием попробовать что-то новое) и последовательные (совершаемые покупателями-приверженцами данного продукта). Задача бизнеса - сформировать круг приверженных покупателей - постоянных клиентов, которые способны обеспечить стабильный доход компании.
      • Оценка покупки - уже после покупки продукта потребителя начинают терзать сомнения, наподобие: "Не совершил ли я ошибку, выбрав именно его?". Вывод, который сделает потребитель, зависит от соотношения ожидаемой и реально воспринимаемой полезности продукта (или процесса его приобретения), а также от мнения значимых для него людей. Если и то и другое будет сопряжено с положительной оценкой, то с большой долей вероятности он станет постоянным клиентом.
    • Подход "LFD" - дословно: Узнать-Почувствовать-Сделать (Learn-Feel-Do). Этот подход основывается на комплексном рационально-чувственном принятии решения о совершении покупки. Предполагается, что покупатель сначала узнает о существовании продукта, его характеристиках и полезности, затем эмоционально оценивает его (а также сам процесс продажи) и только после этого делает выбор и совершает покупку. Последующее поведение покупателя и его оценка эксплуатации (реальной полезности) продукта развивается по подобной схеме, где фазе "делать" соответствует совершение вторичной покупки такого же (или подобного, но этой же компании) продукта.
    • Подход "AIDA" - аббревиатура от Attention - Interest - Desire - Action (Внимание - Интерес - Желание - Действие). В рамках данной модели предполагается, что совершение покупки основывается на малоосознаваемых механизмах человеческой психики. Соответственно, для стимулирования продаж следует воздействовать на подсознание человека посредством различного рода символов, чтобы обратить на продукт его внимание, удержать его и вызвать стойкое желание, которое должно перейти в совершение покупки.
    Все три вышеуказанных подхода укладываются в модель жизненного цикла работы с клиентом, состоящим из четырех стадий:
    • Стадия внимания - привлечение внимания клиента к продукту компании. Задача - сформировать у клиента устойчивый интерес к конкретному продукту и побудить его к совершению покупки.
    • Стадия совершения покупки - необходимо помочь клиенту оправдать свои действия обещанием конкретных результатов - той полезности, которую он сможет получить в будущем.
    • Стадия потребления - клиент самостоятельно осваивает продукт (рационально и эмоционально) и на основе собственного опыта, формирует отношение к нему.
    • Стадия сравнения - после потребления (т.е. после израсходования продукта, завершения срока его годности или решения об отказе о потреблении) клиент сравнивает сформулированное отношение к продукту с заявлениями и обещаниями относительно других продуктов. В случае, если предпочтение отдано уже известному, совершается повторная покупка, если нет - компания может потерять клиента.
    Важно отметить, что третья и четвертая стадии менее всего контролируемы компанией. Средствами работы с клиентом здесь могут быть формирование положительного публичного имиджа компании, укрепление брэнда, высокое качество и потребительские свойства продукта, сервисное и консультационное сопровождение и т.п. В бизнесе сложилось две принципиально различные концепции взаимоотношений с клиентами:
    • Желания и потребности клиентов не осознаны; задача бизнеса - угадать и наиболее удачно удовлетворить их.
    • Клиент знает, что ему нужно; он диктует свои условия, платит свои деньги и вправе требовать точного исполнения заказа.
    Сторонник первой концепции Питер Друкер, считает, что "Единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Потребитель является основой бизнеса и поддерживает его существование. Только он дает людям работу. Общество вверяет производительные ресурсы бизнесу для того, чтобы обеспечивать удовлетворение желаний и потребностей потребителей". Теоретик другой концепции Генри Минцберг, полагает, что организациям следует обучаться и накапливать опыт, чтобы лучше понимать потребителей и, как можно более точно удовлетворять их потребности и желания. На рынке побеждает тот, кто в максимальной мере может развить клиент-ориентированность. Огромное значение в понимании клиентов имеет концепция ценности продукта для потребителя. Ценность - это субъективно воспринимаемая клиентом полезность продукта. Цена - это денежное выражение ценности. Справедливой (рыночной) ценой считается то количество денег, которое хочет получить продавец и согласен платить покупатель за продукт. Хорошая рыночная сделка всегда характеризуется двусторонним выигрышем: продавец получает прибыль, а покупатель - платит меньше, если он считает, что его пониманию ценности конкретного продукта должна соответствовать более высокая цена. Клиент, как правило, готов платить за учтенную ценность, однако в каждой сделке он надеется на дополнительный выигрыш. Компании с высокой клиент-ориентированностью обычно предлагают небольшое "бесплатное" дополнение к продукту, чтобы увеличить субъективное восприятие покупателем его выигрыша. Когда клиент выбирает продукт из множества альтернатив, то он взвешивает базовую ценность (свойственную всем вариантам), ценность положительных отличий (за что он готов платить больше) и ценность отрицательных отличий (что, по его мнению, снижает ценность, а, значит, и цену). Важно понять восприятие клиента и предложить ему продукт с как можно больше положительно оцениваемыми отличиями. Существует гипотеза о том, что ценность продукта для клиента можно рассматривать на четырех уровнях:
    • Основное назначение - базовая ценность, которую представляет категориальное назначение продукта, его основная полезность.
    • Реальное исполнение - дополнительная ценность, заложенная в функциях, уникальных особенностях, дизайне, упаковке, эффективности и надежности товара.
    • Сопровождающие услуги - дополнительная ценность, создаваемая предпродажным сервисом, послепродажный сервисом, сервисом в процессе продажи, наличием в продаже, организацией доставки, регулярным обновлением и поставкой дополнительных компонентов, выгодными финансовыми условиями оплаты, гарантиями, консультациями и т.п.
    • Нематериальные атрибуты фирмы и продукта - дополнительная ценность, связанная с особым восприятием типа фирмы, её репутации, мнений и рекомендаций других покупателей, имиджа фирмы, брэнда…
    Существует два подхода к созданию потребительской ценности, т.е. того, за что компания получает деньги:
    • Затратный подход - компания исходит из того, что уже есть: своих активов и компетенций, затем закупает ресурсы, перерабатывает их и при помощи имеющейся технологии создает продукт, который по каналам доставки попадает к потребителю с некой конечной ценой, где заложены все совокупные затраты и желаемая прибыль продавца. Клиент соотносит продукт со своим представлением о его ценности и заявленной ценой и совершает, либо не совершает покупку.
    • Ценностной подход - компания исходит из своих данных о приоритетах и ценностях потребителя, о его представлениях о том, какой должна быть цена за продукт, соответствующий такой ценности; затем фирма задается вопросом: какими должны быть наши каналы доставки, технология, ресурсы, активы и компетенции, чтобы мы могли создать продукт, отвечающий заявленным требованиям, получив при этом необходимую нам норму прибыли?
    Очевидно, что это не просто подходы к производственному процессу или ценообразованию - это различные способы мышления, различное видение бизнеса и его перспектив. Сегодня потребителя не всегда уже устраивает роль "выбирающего из стандартного ассортимента" - все больше клиент хочет быть соавтором продукта, иметь возможность получить нечто столь же уникальное, как и он сам. Активное взаимодействие компаний с клиентами в создании продукта становится важным конкурентным преимуществом. Интересы и нормативы регулирующих органов. Каждая организация имеет определенный правовой статус и её деятельность регулируется рядом нормативных актов и деятельностью специальных организаций и государственных органов. Бизнес как деятельность должен протекать на основе принципов, записанных в основном законе нашей страны - Конституции РФ. Наиболее общие и значимые законы и указы, регулирующие деятельность деловых организаций, издают Государственная Дума и Совет Федерации. На локальном уровне действуют областные Законодательные Собрания и Городские Думы. Помимо государственных и муниципальных законодательных органов, существует ряд контролирующих организаций. Например, Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам (ФКЦБ) регистрирует акционерные общества, инвестиционные компании и паевые фонды, регулирует эмиссию ценных бумаг и следит за работой товарных и фондовых бирж. Федеральный Радиочастотный Центр и Госсвязьнадзор регулируют и контролируют использование средств и каналов связи. Службы пожарной охраны, МВД и МЧС следят за безопасностью деловой активности и т.п. Права работников многих категорий защищают и отстаивают профессиональные союзы и ассоциации. Экспортно-импортные операции контролируются Таможенной Службой РФ. Своевременность и правильность уплаты налогов находится в компетенции Инспекций Министерства по Налогам и Сборам (ИМНС) и налоговой полиции. Санитарно-эпидемиологические службы (СЭС) следят за соблюдением норм в сфере производства и продажи продуктов питания. Деятельность крупных организаций находится под пристальным вниманием Антимонопольного Комитета. Для того, чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям организация, как правило, содержит штатного специалиста (или специалистов) - юрисконсульта, или обращается за помощью к внешним специализированным организациям. Интересы и проблемы рынков. Под рынком понимается (1) сфера товарообращения, товарооборота, а также (2) группы лиц и структур, участвующих в процессе создания, распределения и потребления ценностей. В зависимости от того, что является товаром, выделяют пять типов рынков: Рынок сырья и материалов - сфера закупки организацией необходимых ей ресурсов. Структура этого рынка определяется спецификой товаров, количеством игроков на рынке (в данном случае - поставщиков и покупателей) и доступными технологиями использования и переработки сырья. Финансовый рынок - внешний источник финансирования организации: рынок денег и ценных бумаг (фондовый рынок). Финансовый рынок можно структурировать по различным критериям: по сферам функционирования (ссудный или кредитный, фондовый, валютный); по срокам обращения финансовых средств (денежный рынок - краткосрочный, рынок капиталов - долгосрочный); по стадиям выпуска и обращения (первичный рынок - первый выпуск ЦБ, вторичный рынок - перепродажа ЦБ); по организации торговли финансовыми инструментами (организованный рынок - биржи и внеберживые электронные торговые системы (РТС, NASDAQ), неорганизованный рынок - телефонный, "уличный", ОТС). Игроками финансового рынка являются финансовые институты. К ним относятся: Центральный банк (в различных странах он может быть государственным - как в России, частным - как FRS в США, или смешанным - как в Японии, где государство владеет 60% акций), коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, взаимные паевые фонды (открытые и интервальные), инвестиционные банки и инвестиционные компании, компании по управлению инвестициями и ценными бумагами (управляющие компании). Функционирование современных финансовых рынков основано на концепции временной стоимости денег, сущность которой заключается в том, что текущее потребление дороже будущего потребления. Будущая стоимость актива рассчитывается по формуле:
    P = N / (1+d)r
    где N - текущая стоимость, d - ставка дисконта (процент прибыльности альтернативного использования актива с соизмеримой степенью риска), а r - количество лет. Чем больше риск вложения денежных средств, тем выше должна быть ставка дисконта, чтобы компенсировать его, а, значит, тем быстрее будут дешеветь средства. Ценные бумаги бывают следующих видов:
    • Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции являются титулами собственности и дают их владельцам определенные права, связанные с управлением собственностью, и одновременно накладывают определенную меру ответственности на акционеров.
    • Облигация - долговая ценная бумага, отражающая отношения займа между инвестором (кредитором) и эмитентом (заемщиком). Облигации имеют конечный срок обращения, эмитент обязан выплачивать по ним проценты, владелец облигации имеет преимущественные права на первоочередное удовлетворение своих требований (по сравнению с акционерами) при ликвидации предприятия, и облигация обладает большей, чем акция надежностью, а значит приносит меньшую доходность.
    • Вексель - неэмиссионная долговая ценная бумага, отражающая отношения займа между кредитором и заемщиком. Как правило, проценты по векселю не выплачиваются.
    • Опцион - возникающее из договора право на покупку или продажу какого-либо финансового актива по фиксированной цене в установленную дату или до её наступления. Опцион - это способ установления контроля над значительной частью активов с использованием очень малых денежных средств. Опцион на покупку акций называют опционом "колл" (от call - покупать). Право на продажу называют опционом "пут" (от put - передать на продажу).
    • Варрант - это ценная бумага, дающая её владельцу право приобрести в течение установленного периода времени определенное число обыкновенных акций по заранее фиксированной цене.
    • Депозитарная расписка - это свободно обращающаяся на фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов (бланков) или в бездокументарной форме.
    Рынок труда - рынок рабочей силы, квалифицированного и неквалифицированного персонала. На этом рынке действуют кадровые агентства, центры планирования карьеры и биржи труда, а также аппликанты (индивидуальные соискатели). Проблема рекрутмента (подбора и найма) квалифицированного персонала (особенно управленческого) крайне остро стоит в современном мире. Эту потребность удовлетворяет особый вид бизнеса - хэдхантинг (дословно "охота за головами") - поиск и привлечение к работе в компании специалистов высочайшего класса. В последнее время заметна тенденция временного привлечения к работе специалистов других компаний (т.н. "лизинг персонала") за соответствующую плату. Активное использование труда "фрилансеров" (независимых наемных специалистов) и максимальное сокращение числа штатных сотрудников называется аутстаффингом. Рынок сбыта - сфера продажи продукта компании. Игроками рынка сбыта являются прямые (предлагающие подобный продукт) и косвенные (предлагающие продукты-субституты) конкуренты. Существенным элементом рынка сбыта является система дистрибуции (доставки продукта до конечного потребителя). Контроль над подобной системой может существенно повлиять на успех компании. Выдающийся теоретик управления Игорь Ансофф разработал простой аналитический инструмент для определения текущего положения организации на рынке (рынках сбыта). В матрице Ансоффа в двух измерениях - рынки и продукты - расположены четыре клетки: 1) старые продукты - старые рынки, 2) новые продукты - старые рынки, 3) старые продукты - новые рынки и 4) новые продукты - новые рынки. Если понятие "старый-новый" в отношении рынка понимается интуитивно, то в отношении продуктов оно связано с выходом в серию (или на проектную мощность). В ячейки матрицы распределяются процентные доли выручки (валовой или маржинальной прибыли), средний уровень риска, а затем проводится анализ текущего положения. Кроме того, можно отметить, растет эта доля или падает (и с какой скоростью). Например:
      Старые рынки Новые рынки
    Старые продукты I 65% ↓ ↓ ↓ 2% III 14% ↑ ↑ 65%
    Новые продукты II 16% 35% IV 10% 80%
    О такой компании можно сказать, что она претерпевает активные изменения (резкое сокращение сегмента 1 и рост сегмента 4) и занимает неустойчивое положение на рынке (более трети выручки получается с высоким риском). Компания слишком "разбрасывается", ей не удается сосредоточиться на своих ключевых компетенциях… Матрица Ансоффа позволяет сделать ряд существенных для компании выводов:
    • об устойчивости компании на рынке;
    • о степени инновационности компании;
    • о вероятности выполнения плана;
    • о динамике рынков сбыта;
    • о сфере приложения основных усилий;
    • об общей компетентности руководства компании и т.п.
    Рынок бизнесов - рынок на котором продаются и покупаются компании и бизнесы. Основным понятием этого рынка является капитализация (т.е. рыночная стоимость компании). Существует два способа оценки капитализации компании:
    • Рыночный - стоимость компании равна сумме рыночных стоимостей всех её акций. Пригоден только для АО, чьи акции обращаются на вторичном рынке ценных бумаг.
    • Расчетный - стоимость компании равна сумме чистых денежных потоков [Cash Flow - CF] (т.е. чистая прибыль + амортизация) за последующие четыре года, продисконтированные (рассчитанные исходя из концепции временной стоимости) на настоящий момент, плюс отношение чистого денежного потока пятого года к средневзвешенной стоимости капитала [Weighted Average Cost of Capital - WACC], плюс стоимость брэнда (оценивается субъективно).
    WACC = Kd * (1-t) * d / (D+E) + Ke * d / (D+E)), где Ke = Rf + (Km - Rf) *
    Kd - стоимость заёмного капитала (в %); Ke - стоимость собственного капитала (в %); t - налоговая ставка (в сотых долях); d - рыночная стоимость капитала (в %); D - сумма заемного капитала; E - сумма собственного капитала; Rf - ставка безрискового вложениям (в %); (Km-Rf) - надбавка за риск (в %); - коэффициент финансового рычага (регулярно публикуется, в %). Управление стоимостью компании сегодня является одним из приоритетов бизнеса (в особенности крупных компаний). Проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил. Конкуренция - соперничество за получение выгоды. Конкуренты (в широком смысле) - это все те объекты и явления внешней среды, которые делают продукт компании менее ценным для потребителя. В узком смысле, конкурент - это организация (или человек) - предлагающий потребителю альтернативный вариант удовлетворения его желаний и потребностей. Современные исследователи выделяют три уровня конкуренции:
    • Уровень ключевых компетенций - возможность создавать новые виды бизнеса за счет творческого комбинирования навыков и умений (технологии + обучение + распространение информации).
    • Уровень ключевых продуктов - возможность быть лидером в разработке новых функциональных характеристик и в скорости разработки продукции.
    • Уровень готовых продуктов - конкуренция по цене, издержкам и ощутимому качеству (показателям функционирования), борьба за рыночную долю на сложившемся рынке.
    Способность быть стабильно в чем-то лучше конкурентов в глазах потребителя называют конкурентным преимуществом. Различают:
    • Преимущества низкого порядка: дешевая рабочая сила, дешевые материальные ресурсы, дешевые здания и оборудование, дешевые финансовые ресурсы, льготно низкие цены приобретения товара для перепродажи и др.
    • Преимущества высокого порядка: уникальная продукция, уникальная технология, уникальные специалисты, уникальные связи, уникальные ресурсы, знаменитый брэнд.
    Преимущества низкого порядка недолговечны: изменения в конъюнктуре внешней среды могут уничтожить их. Устойчивое конкурентное преимущество (УКП) создается за счет отказа от конкуренции. Успех определяется способностью стать другим, а также способностью быть постоянно готовым к изменениям. Профессор Гарвардской Школы Бизнеса Майкл Портер в 1979 году опубликовал в журнале Harvard Business Review свое исследование, в котором он утверждал, что конкурентная ситуация определяется воздействием пяти сил:
    • Рыночной властью поставщиков.
    • Рыночной властью покупателей.
    • Властью существующих конкурентов.
    • Угрозой появления новых конкурентов.
    • Угрозой появления товаров-субститутов.
    Соответственно этим силам, Портер определяет пять групп детерминант конкуренции:
    • Детерминанты рыночной силы позиции поставщиков: дифференциация ресурсов, наличие ресурсов-субститутов, издержки смены поставщиков у компаний в отрасли, уровень концентрации поставщиков, значение заказов для поставщиков, стоимость закупки в соотнесении с совокупными затратами, угроза прямой и обратной интеграции фирм в отрасли, влияние цены ресурса на стоимость товара или его дифференцирование.
    • Детерминанты рыночной силы покупателей: концентрация покупателей в сравнении с концентрацией фирм, объем закупок покупателями, издержки переключения покупателей в сравнении с издержками переключения поставщика, информированность покупателя, способность к интеграции вниз по технологической цепочке, товары-заменители, соотношение цена/общий объем закупок, различия товаров узнаваемость торговой марки, влияние на качество/внешний вид товара, выгоды покупателя, стимулы принимающих решение.
    • Детерминанты соперничества: рост отрасли, постоянные (или складские) издержки/добавленная стоимость, временные излишки производственных мощностей (периоды перепроизводства), различия в продукции, узнаваемость торговой марки, издержки переключения, концентрация и сбалансированность, информационная сложность, разновидности конкурентов, корпоративные доли, барьеры на выходе.
    • Входные барьеры: экономия, связанная с масштабом производства, запатентованные отличия товара, узнаваемость торговой марки, издержки переключения, требования к объему капитала, доступ к каналам распределения, абсолютные преимущества по издержкам, собственная кривая обучения, доступ к необходимым ресурсам, собственная, отличающаяся низкими , издержками модель, политика правительства, ожидаемые ответные меры конкурентов.
    • Детерминанты степени угрозы субститутов: относительная цена субститутов, издержки переключения, склонность покупателей к субститутам.
    Конкуренция и конкуренты играют огромную роль в бизнесе. Качество, оцениваемое как способность продукта удовлетворять потребности и ожидания потребителя, оценивается по отношению к продуктам конкурентов. Часто не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно получить. Адам Бранденбургер и Барри Нейлбуфф, авторы концепции "сотрудничество-конкуренция" считают, что конкуренцию не следует рассматривать как открытое противостояние, скорее - это способ быть постоянно лучше: "Бизнес - это война. Традиционный язык бизнеса определенно говорит об этом: перехитрить конкурентов, захватить долю рынка, война брэндов, нанять поставщиков, завоевать потребителей. Однако вы не должны думать о бизнесе в тех терминах, которые используются при разговоре о бизнесе. Вы должны прислушиваться к потребителям, работать с поставщиками, создавать команды и стратегические альянсы - даже с конкурентами. Это не похоже на войну. На самом деле большинство компаний добиваются успеха в том случае, если другие компании тоже успешны. … Это война и мир одновременно". ГЛОБАЛЬНАЯ СРЕДА БИЗНЕСА
    В глобальной среде бизнеса мы выделяем шесть групп сил, оказывающих косвенное воздействие на бизнес: Социокультурные силы - включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, (трудовой) мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п. Технологические силы - под ними понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий, а также действие кривой научения (опыта) - уменьшение себестоимости продукции, прямо пропорциональное совокупному объему выпуска. Силы торговли - это изменения в принятых моделях бизнеса, открытие новых способов деловых отношений и механизмов их регулирования. Слово "торговля" в данном случае понимается в широком смысле - как установление баланса обмена между деловыми организациями и бизнеса с его клиентами. Экономические силы - включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны. Экологические силы - влияние сил природы: погоды и климата, рельефа и структуры местности, наличие природных ресурсов, частота стихийных бурь и природных катаклизмов и т.д. Правовые силы - изменения в законодательстве, нормативных актах и деятельности регулирующих организаций, непосредственно не связанных с основной деятельностью компании, однако опосредовано влияющих на бизнес. Например, введение дополнительных таможенных пошлин на экспорт нефти может привести к падению спроса на видеотехнику, видеокассеты и DVD: больше нефти останется на внутреннем рынке - усилится конкуренция, чуть снизятся цены на бензин и, следовательно, пассажирские перевозки - люди в отпуске будут больше ездить и меньше смотреть видео. Кроме того, в политические силы входит изменения уровня преступности, степени правового обеспечения бизнеса и мер пресечения за экономические и иные правонарушения. Политические силы - связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Методика анализа действующих в глобальной среде бизнеса сил получила название СТЭЭПП (также СТЭП или ПЭСТ) - по первым буквам названия сил. Действие каждой силы раскладывается на отдельные факторы, после чего дается оценка каждому из них по следующим пунктам: сила воздействия, тенденция роста, качество влияния, использование возможностей и компенсация угроз. Например:
    Факторы Сила воздействия Тенденция роста Качество влияния Использование возможностей Компенсация угроз
    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
    Численность целевой аудитории Значительно Быстрое падение Отрицат. Выход на новый рынок с растущей численностью аудитории Более глубокие исследования, максимальное приближение продукта к потребителю
    ... ... ... ... ... ...
    Иногда, в качестве существенной силы косвенной среды бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений, сообщества могут быть как серьёзной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае, местным населением нельзя пренебрегать. МЕЖДУНАРОДНАЯ СРЕДА БИЗНЕСА
    Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью, обусловленной уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Менеджеры организаций, участвующих в международном бизнесе, должны учитывать особенности экономики, культуры, политико-правовых отношений, уровень технологического развития и влияние государства в других странах. Международный бизнес - комплексное понятие, которое сложно раскрыть с помощью только короткого определения. Общепринятая формулировка, на наш взгляд, не отражает сложности и широты этого понятия:
    Международный бизнес включает в себя любые виды деловых операций, "пересекающих государственные границы".
    В международный бизнес вовлечены индивиды, фирмы, организации, государства. Этот бизнес включает в себя все элементы деловой активности внутри страны, с которыми сталкивается менеджер, - социальные, правовые, культурные и экономические факторы. Однако в национальной экономике многие из этих факторов относительно стабильны (единый язык, относительно гомогенная культура и соответствующая инфраструктура). В то же время в международном бизнесе существует много факторов, которые сильно различаются между странами. Все подобные различия можно объединить в четыре группы:
    • Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Культура в значительной мере определяет поведение людей, в том числе - на работе, их отношение к событиям и явлениям окружающей действительности и, в частности, к бизнесу.
    • Экономика. Фирмы, работающие в международной среде должны анализировать экономические условия и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут бизнес. Кроме того, важно отслеживать общемировые экономические тенденции, т.к. и они способны в существенной мере сказаться на делах компании.
    • Регулирующие положения - законы, государственное и общественное регулирование. Организации, занимающиеся бизнесом на международных рынках, вынуждены считаться со множеством локальных нормативов, относящимся к вопросам налогообложения, ценообразования, экспортно-импортных операций, отчетности перед государственными органами, рекламы и продвижения товара и т.д.
    • Политическая обстановка. Международный рынок находится под влиянием внутренней и внешней политики государств-участников. Политическая и социальная напряженность в отношениях могут осложнять процессы закупки, производства, доставки, дистрибуции, продвижения и сбыта, или вообще делать их невозможными. Нередко экономические санкции применяются в качестве политических рычагов давления на те или иные государства. Стабильность политической ситуации отчасти гарантирует экономическую и финансовую стабильность.
    Таким образом, принятие решений о международных операциях представляет собой каждый раз уникальный международный управленческий процесс, учитывающий состояние внешней среды международного бизнеса. Иная среда, с которой приходится сталкиваться фирме, ведущей международные операции, может потребовать адаптации и даже изменения методов ведения бизнеса в сравнении с методами, используемыми внутри страны. Международные деловые операции отличаются исключительным разнообразием. Различия между операциями связаны, в первую очередь, с тем, что именно пересекает государственную границу (товар, услуга, информация, фактор производства). Не менее важно, как именно осуществляются управленческие воздействия на деловые операции за рубежом (пассивное воздействие, через независимых партнеров, посредством владения зарубежными предприятиями). Эффективное управление разнообразными международными деловыми операциями очевидно требует использования некоторой их классификации. Разные авторы предлагают огромное множество классификаций международных деловых операций (в прежней отечественной терминологии - форм внешнеэкономической деятельности). По мнению А.Г. Медведева, первым уровнем классификации могут служить следующие три класса операций:
    • международные коммерческие операции;
    • операции международного научно-производственного сотрудничества;
    • операции в рамках международной институциональной интеграции.
    Международный менеджер, вовлеченный в процесс принятия решения об осуществлении тех или иных деловых операций, использует часто различные приемы при подготовке решения и осуществлении этих операций. В частности, могут различаться:
    • способы ведения контрактной работы (конъюнктурные исследования, характер ведения переговоров с зарубежными партнерами и др.);
    • способы экономической оценки целесообразности осуществления операций (методические приемы проведения финансовых обоснований, оформления кредитных заявок и т. д.);
    • характер формируемых организационных структур, уровень бюрократизма, степень централизации (или децентрализации) управления и ответственности локальных менеджеров.
    Барлетт и Гошал различают четыре стратегии проникновения компании на международные рынки:
    • Международная стратегия. Компания предлагает покупателям во всех странах стандартный продукт; местные подразделения лишь слегка приспосабливают его к локальным условиям. Для таких компаний характерны сравнительно невысокие организационные структуры, высокая степень централизации и глобальная продуктовая горизонтальная дифференциация.
    • Многонациональная (мульти-локальная) стратегия. Компания адаптирует свои продукты к требованиям покупателей в каждой стране, где она конкурирует. Структуры таких компаний относительно плоские, для них характерна высокая степень централизации и глобальная географическая горизонтальная дифференциация.
    • Глобальная стратегия. Компания снижает издержки производства продукта, предназначенного покупателям в разных странах. Компании, придерживающиеся глобальной стратегии, как правило, сильно централизованы и имеют высокие оргструктуры; горизонтальная дифференциация - глобальная продуктовая.
    • Транснациональная стратегия. Обеспечивает одновременно преимущества многонациональной и глобальной стратегии. Это обычно матричные или смешанные высокие структуры, которые могут быть в равной мере централизованы, либо децентрализованы.
    Среди наиболее распространенных путей проникновения компаний на международные рынки можно выделить следующие:
    • Экспорт. Самый простой путь проникновения на международные рынки - экспорт продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в своей стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок; иностранными покупателями.
    • Лицензирование. Предприятие может продать лицензию на производство своей продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах. Согласно этой схеме, американская компания предоставляет иностранной компании или государству право использовать патенты или технологию, производственные секреты, а также оказывает технологическую и административную поддержку. Иностранная компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты компании в форме лицензионных платежей или платы за услуги.
    • Совместные предприятия. Организация совместного предприятия заключается в том, что две или большее число частных компаний или государств, вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.
    • Прямые капиталовложения. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.
    Многонациональные корпорации владеют и управляют предприятиями в других странах. Многие из них заняты в обрабатывающем секторе, сосредоточивая внимание на выпуске лекарств, производстве химикатов, электроники, переработке сельхозсырья и нефти, производстве синтетических волокон и электрооборудования. Международный бизнес в лице многонациональных корпораций на базе американских фирм открывает последним дополнительные рынки для их товаров и услуг и позволяет извлекать выгоды из благоприятного налогообложения и условий использования труда и капитала. Неамериканские многонациональные корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е годы бросили вызов американскому могуществу. В силу растущей по этой причине международной конкуренции, руководители американских компаний вынуждены приспосабливать свои товары и услуги, а также практику ведения дел к уникальной среде, в которой функционируют всевозможные международные предприятия.
    Ключевые слова и термины
  • Вопросы
  • Литература

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

    Бизнес Рациональный подход Рынок сбыта
    Доход Подход "LFD" Матрица Ансоффа
    Выручка Подход "AIDA" Рынок бизнесов
    Сделка Жизненный цикл работы с клиентом Капитализация
    Расход Цена WACC
    Затраты Ценность Денежный поток
    Издержки 4 уровня ценности продукта Конкуренция
    Прибыль Регулирующие органы 5 сил М. Портера
    Убыток Рынок Детерминанты сил конкуренции
    Виды бизнеса Рынок сырья и материалов Глобальная среда бизнеса
    Производство Финансовый рынок Группы сил глобальной среды
    Торговля Фондовый рынок ПЭСТ-анализ
    Услуга Ценные бумаги Местные сообщества
    Товар Финансовый институт Международный бизнес
    Продукт Временная стоимость денег Факторы международного бизнеса
    Среда бизнеса Дисконт Стратегии проникновения на международные рынки
    Внешняя среда Рынок труда Пути проникновенния на международные рынки
    Свойства внешней среды Рекрутмент Границы бизнеса
    Локальная среда Хэдхантинг Клиенты
    Глобальная среда Фрилансер Покупательское поведение
    Международная среда Аутстаффинг
    ВОПРОСЫ:
    1. Что такое бизнес? (основные категории, границы, виды).
    2. Охарактеризуйте внешнюю чреду бизнеса.
    3. Опишите основные компоненты локальной среды бизнеса.
    4. Охарактеризуйте интересы и мотивы клиентов.
    5. Расскажите о регулировании деятельности компании во внешней среде.
    6. Что такое рынок? (понятие, виды, игроки, значимые характеристики).
    7. Покажите на примере влияние на компанию факторов глобальной среды.
    8. Объясните на примере значимость местных сообществ для деятельности компании.
    9. Определите основные категории международного бизнеса.
    ЛИТЕРАТУРА:
    1. Ансофф И.
    Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М., 1998.
  • Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000.
  • Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000.
  • Дятлов А.Н. Современный менеджмент. М.: ВШЭ, 1996.
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с.
  • Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
  • Овсянко Д.В., Чернов Г.В., Воронцовский А.В. Интересы-цели-показатели: взаимосвязи и согласование. - СПб., 1992.
  • Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М., 1992. - 432 с.
  • Портер М. Международная конкуренция / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 440 с.
  • Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001.
  • Силбигер С. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с.
  • Barlett C.A., Goshal S. Managing Across Borders: The Transitional Solution. - Boston: Harvard Business School Press, 1991.
  • Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories. - Journal of International Business Studies, 14 (Fall), 1983.
  • Vertnon R., Wells L. T., Jr. The Manager in the International Economy, 6th ed. - Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.
  • Ключевые слова

    См. также:
    Марина Дмитриевна Красильникова
    Мир России. 2010.  Т. 19. № 4. С. 162-181. 
    [Статья]
    Галина Николаевна Соколова, И.И. Куропятник
    Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 120-122. 
    [Статья]
    Д.Н. Владиславлев
    Экономические науки. 2011.  № 3. С. 19-22. 
    [Статья]
    Марина Анатольевна Можина, Лилия Николаевна Овчарова, Н.Е. Авдушева, Ирина Ильинична Елисеева, В.И. Гришанов, Ирина Ивановна Корчагина, Н.М. Павлова, Лидия Михайловна Прокофьева, Р.И. Попова, Майраш Сейтказыевна Токсанбаева, Евгений Владимирович Турунцев, А. Маколи
    [Книга]