Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2002 году: Стат. сборник
Опубликовано на портале: 04-07-2004
Москва: Ин-т проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002, 128 с.
В сборнике представлены статистические данные о системе среднего профессионального образования Российской Федерации: о численности специалистов со средним профессиональным образованием и их использовании, о подготовке специалистов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, о направлении на работу выпускников средних специальных учебных заведений, а также о межуровневых связях в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования. В сборнике содержится информация, характеризующая динамику развития среднего профессионального образования. В сборнике приведены данные за 2002 год и более ранние периоды по государственным и муниципальным средним специальным учебным заведениям и подразделениям вузов, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования. При составлении сборника использована информация Госкомстата России и Минобразования России. Система среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности. В настоящее время в экономике России занято 20,1 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 31,1 % от общей численности занятых или 56,6 % от общей численности занятых специалистов (со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием). По состоянию на 1 октября 2002 года в Российской Федерации функционировало 2590 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и 239 подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях, составила 2489 тыс. человек, прием на обучение – 861 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием – 646 тыс. человек. С 1995 года динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема и численности студентов, с 1996 – увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 176 тыс. человек или 26 %, численность студентов – на 478 тыс. человек или 24 %, выпуск специалистов – на 108 тыс. человек или 20 %. В 2002 году численность подавших заявления для поступления в средние специальные учебные заведения составила 1274 тыс. человек. Конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил по всем формам обучения 1,78 человек на место, по очной форме обучения – 1,90 человек на место. По результатам приема студентами средних специальных учебных заведений стали 12 % выпускников основных общеобразовательных школ и 24 % выпускников средних (полных) школ. Расширяется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по договорам с юридическими и физическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием в средние специальные учебные заведения на платной основе в 2002 году составил 329 тыс. человек (38 % от общего приема студентов), численность студентов – 861 тыс. человек (35 % от общей численности студентов), выпуск специалистов – 231 тыс. человек (36 % от общего выпуска). Развивается система целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, в рамках которой обучается 132 тыс. студентов (8,1 % от общей численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств). По данным Госкомстата России, численность выпускников очной формы обучения средних специальных учебных заведений, не занятых в сфере труда или образования, составляет 12,5 %. Изменяется структура подготовки специалистов со средним профессиональным образованием: доля приема по специальностям экономического и гуманитарного профиля от общего приема возросла с 11 % в 1980 году до 35 % в 2002 году за счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям (соответственно с 53 до 37 % и с 12 до 5 %). В последние годы сформировалась тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля: в 1997-2002 годах прием на технические специальности увеличился на 89 тыс. человек или 38 %. Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования: в 2002 году она составила 322 тыс. человек или 24,8 % от общего приема в вузы. При этом более 80 % выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе. |
![]() |
- Уровень образования населения. Занятость кадров в экономике и социальной сфере
- Общая характеристика подготовки специалистов со средним профессиональным образованием
- Результаты приема в средние специальные учебные заведения
- Подготовка специалистов за счет различных источников финансирования. Целевая контрактная подготовка специалистов
- Подготовка специалистов в разрезе профилей
- Подготовка иностранных студентов
- Многоуровневость среднего профессионального образования
- Преподавательский персонал в системе среднего профессионального образования
- Материально-техническая база средних специальных учебных заведений
- Направление на работу выпускников средних специальных учебных заведений
- Межуровневые связи в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования

Введение
[27 КБ]
[27 КБ]

Главы 1-3
[144 КБ]
[144 КБ]

Главы 4-5
[180 КБ]
[180 КБ]

Главы 6-11
[139 КБ]
[139 КБ]

Обложка и выходные данные
[35 КБ]
[35 КБ]

Оглавление
[18 КБ]
[18 КБ]
Ключевые слова
См. также:
Вопросы образования.
2010.
№ 4.
С. 122-148.
[Статья]
Среднее профессиональное образование.
2001.
№ 3.
С. 41-45.
[Статья]
Моделирование экономических процессов как средство реализации интегративной функции
курса математики
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 4.
С. 48-50.
[Статья]
Социологические исследования.
2006.
№ 11.
С. 108-115.
[Статья]