Эксоцман
на главную поиск contacts

Le métier d'étudiant. L'entrée dans la vie universitaire

Опубликовано на портале: 20-04-2004
Paris: P.U.F., 1997, 219 с.
В книге « Профессия – студент. Освоение студенческой жизни », написанной в этнометодологической перспективе, первый год обучения студента в университете анализируется как переходный период от одного социального статуса к другому – от статуса школьника к статусу студента. Этот переход оказывается успешным, если студенту удается не просто освоить содержание учебных курсов, но – что часто оказывается более важным – активно встроиться в новый для него социальный мир университета. Для того чтобы « карьера » студента оказалась успешной, ему необходимо освоить новые правила (как писаные, так и неписаные), научиться понимать новые для него социальные коды, овладеть повседневными техниками, на которых держится « рутина » университетского образа жизни. Автор рассматривает университетский мир как своего рода племя, членом которого можно стать, только освоив его язык, поняв на практике его внутреннюю организацию и встроившись в нее, успешно пройдя необходимые инициационные ритуалы.

(Ален Кулон – профессор университета Paris-VIII (специализация – науки об образовании), директор лаборатории этнометодологических исследований при университете Paris-VIII, с 2004 г. - директор французского национального центра педагогической документации. Книги Алена Кулона, выпущенные издательством Presses Universitaires de France в научно-популярной серии «Que Sais-Je»: Ethnométhodologie, Paris, P.U.F., 2002 (5e éd.) (английский перевод Alain Coulon, Ethnomethodology, Sage Publications, 1995). L’Ecole de Chicago, P.U.F., 2002 (4e éd.) Ethnométhodologie et Education, P.U.F., 1993. Другие книги того же автора: Connaissance de la guerre d'Algérie: Trente ans après, enquête auprès des jeunes Français de 17 а 30 ans (Paris, 1993). Penser, classer, catégoriser: L'efficacité de l'enseignement de la méthodologie documentaire dans les premiers cycles universitaires : le cas de l'Université de Paris 8 (Paris, 1999)).
Introduction. - Le métier d'étudiant
La transition secondaire-supérieur
Le métier d'étudiant
Les rites d'affiliation
L'organisation de l'ouvrage
1. Le contexte de la recherche, son terrrain et sa méthode
La réforme des premiers cycles de 1994
La mise en œuvre de la réforme à l'université de Paris VIII
L'arrière-plan théorique et le recueil des données
2. Le temps de 1'étrangeté
La diversité des nouveaux étudiants à Paris VIII
Ruptures et changements de règles
Définir une nouvelle situation
Procédures et dispositifs institutionnels
Conclusion : apprendre à devenir étudiant
3. Le temps de l'apprentissage
Les stratégies des étudiants pour suivre le cursus
Les perspectives des étudiants
L'envie d'abandonner
L'apprentissage de l'institution du travail universitaire
Conclusion : installer des routines
4. Le temps de l'affiliation
Interpréter les règles
Les propriétés des règles
L'affiliation intellectuelle
Conclusion : un rite de consécration
Conclusion générale. - Une pédagogie de l'affiliation
Propositions théoriques
Deux activités affiliatrices
Ключевые слова

См. также:
А.Б. Курлов
Социологические исследования. 1997.  № 8. С. 98-103. 
[Статья]
Joshua D. Angrist, Daron K. Acemoglu
NBER Working Paper. 1999.  No. 7444.
[Статья]
Antonio Goldsmith
[Учебная программа]
И.Б. Герасимова
Социологические исследования. 1997.  № 8. С. 104-106. 
[Статья]
Янис Улдисович Астафьев
[Статья]
Лия Вильевна Янгулова
[Учебная программа]