Эксоцман
на главную поиск contacts

Состав основных управленческих решений для высшего уровня управления предприятием

Опубликовано на портале: 07-04-2005
Москва, 2004

Разработка управленческих решений, наряду с коммуникациями, является так называемым связующим процессом, пронизывающим все основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. В связи с этим представляется полезным привести еще одну классификацию этого понятия: перечень основных направлений решений по функциям управления для верхнего уровня управления предприятия. Ими являются

  1. Планирование

    Определение

    • сверхзадачи (миссии) бизнеса;
    • основных целей бизнеса;
    • перечня наиболее важных воздействий внешней среды, которые необходимо учитывать при планировании деятельности фирмы;
    • стратегии и тактики для достижения поставленных целей.

    Т.е. при планировании важнейшими направлениями разработки управленческих решений являют естественные вопросы "Чего мы хотим?", "Как этого достичь?" и "Откуда ждать беды?".

  2. Организация деятельности

    Разработка

    • структуры организации и порядка распределения работ по элементам структуры;
    • организации взаимодействия элементов структуры между собой и с внешними элементами;
    • распределения прав и обязанностей по руководителям элементов структуры организации;
    • возможностей и порядка внесения корректив в структуру организации в результате воздействия внешней среды или возникновения изменений внутри нее.

    В этом перечне прежде всего отражен системный подход к деятельности любой организации, заключающийся в перечислении элементов системы и описании их свойств (например, назначение, права и обязанности), связей между ними, а также связей с внешней средой. Последнее среди перечисленных направлений разработки решений демонстрирует ситуационный подход, предусматривая возможные изменения организационной структуры в зависимости от действия возмущающих факторов.

  3. Мотивация

    Формирование

    • методов гармонизации интересов подчиненных с интересами фирмы;
    • методов гармонизации интересов фирмы с интересами общества

  4. Контроль

    Определение

    • способов измерения результатов деятельности;
    • периодичности этих измерений;
    • степени удовлетворительности полученных результатов по сравнению с желаемыми;
    • методов диагностики причин возникновение отклонения полученных результатов от поставленных целей;
    • методов корректировки стратегий и тактики фирмы.

При разработке решений относительно способов измерения результатов деятельности необходимо в первую очередь определить, на значение каких характеристик надо обратить внимание.

Вторым является вопрос о способе измерения. В него могут, как это необходимо для приведенного примера, включаться точные алгоритмы расчета требуемых показателей или, если характеристики являются физическими, способы их измерения.

Серьезным вопросом является и определение периода, через который должны проводится измерения результатов деятельности. Понятно, что его увеличение приводит к меньшим затратам на сбор и обработку информации, но зато может привести к серьезным сбоям из-за отсутствия своевременной реакции на негативный ход событий. С другой стороны, уменьшение периода измерения, помимо перечисленных недостатков, неизбежно ведет к чрезмерной загрузке коммуникационных путей. Возникает эффект, который в технике называется "перерегулированием", т.е. излишней реакцией на любые отклонения.

Затем надо заранее решить, насколько велико должно быть отклонение измеряемой величины от запланированного уровня, чтобы принимались какие-либо меры. Понятно, что если алгоритм построен по принципу необходимости немедленных мер на любое, сколь угодно малое отрицательное отклонение, то он также приводит к перерегулированности, поскольку нежелательный характер процесса может быть вызван какими-то эпизодическими, случайными факторами.

Наиболее серьезными и сложными являются УР, связанные с определением причин негативного хода событий и методов корректировки стратегии и тактики.

В западных источниках выделяют те УР высшего состава менеджеров, которые не могут быть переданы другим уровням управления:

  • определение миссии и важнейших целей фирмы;
  • политика фирмы на длительную перспективу;
  • координация работы крупных частей фирмы;
  • устранение серьезных помех в текущем производственном процессе;
  • коммерческие мероприятия исключительной важности;
  • занятие ключевых должностей.

Ключевые слова

См. также:
Надежда Львовна Титова
[Книга]
Анатолий Данилович Шеремет, Александра Филипповна Ионова
[Книга]
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Валерий Викторович Корнилов
Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 76-87. 
[Статья]
Надежда Львовна Титова, Ольга Николаевна Балаева
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 143-151. 
[Статья]