Эксоцман
на главную поиск contacts

Основные стратегии согласования интересов

Опубликовано на портале: 07-04-2005
Москва, 2004

Значительная часть решений любого хозяйственного объекта может рассматриваться как решения по согласованию интересов различных сторон, среди которых могут быть государство и общество в целом, контрагенты предприятия, различные группы внутри него и, наконец, отдельные люди.

Например, среди решений по согласованию интересов между предприятием и отдельными группами можно, в частности, назвать решения относительно

а) организации вознаграждения (способа организации заработной платы, размера заработной платы, прямых способов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы и т.д.);

б) косвенных методов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы

  • отчислений в фонды персонала, социальные и пенсионные фонды;
  • услуг по социальному обеспечению (доплат по больничному и пенсионному страхованию, а также безработице, продолжение выплаты при простоях, помощь в бедственных случаях);
  • предоставляемых дополнительных услуг (помощь в обучении и повышении квалификации, оплата питания в столовой, частично или полностью оплаченные места в детских садах, дома отдыха и спортивные сооружения, доплата на транспортные расходы, предоставление служебных квартир, скидки персоналу при покупке производимой продукции и т.д.).

в) продолжительности и сроков рабочего времени;

г) содержания труда, т.е. его структуры (содержания выполняемой деятельности) и процесса (последовательности выполняемых действий);

д) взаимодействия отдельных элементов организационной структуры;

е) продвижения по службе и роста профессиональной квалификации и т.д.

Максимальный интерес в рамках теории разработки и принятия решений составляет методы их разработки. Существуют четыре основные стратегии согласования интересов (Табл.2.1):

Табл.2.1. Основные стратегии согласования интересов

Контрагент 2
Проигрыш (п) Выигрыш (в)
Контрагент 1 Проигрыш (п)п / п п / в
Выигрыш (в )в / п в / в

[наверх]

Стратегия согласования интересов "Проигрыш - проигрыш" в бизнесе распространена в наименьшей мере. В качестве примера можно привести установление демпинговых цен при завоевании рынка сбыта. Однако ее применение весьма ограничено, поскольку не только ведет к реальным потерям, но и для рассмотренного примера законодательно запрещено. В других случаях такая стратегия практически всегда означает снижение собственного статуса, вызывает у другого контрагента определенное недоверие. Аналогичными недостатками обладает стратегия "Проигрыш - выигрыш" , например, сезонные распродажи, для которых характерно уменьшение спроса в их ожидании, снижение имиджа товаров. В связи с этим такая стратегия, как правило, носит временный характер.

Область применения варианта "Выигрыш - проигрыш" , несмотря на ее заманчивость, также достаточно узка. Например, она может использоваться при монополии на рынке.

Оптимальной и наиболее применимой, разумеется, является стратегия "Выигрыш - выигрыш", ведущая к наиболее полному удовлетворению обеих сторон.

Достаточно очевидно, что согласование интересов контрагентов по одной цели достаточно условно. Так, практически в каждой из упомянутых стратегий заметно влияние и других, явно не сформулированных интересов, например, длительность пребывания на рынка, имидж и т.д.

Наиболее эффективная стратегии "Выигрыш - выигрыш" практически никогда не может быть использована при наличии у контрагентов одной-единственной цели, поскольку выигрыш по ней одной стороны автоматически означает проигрыш другой. Если же целей несколько, то исходя из того, что контрагенты имеют собственные, в общем случае отличающиеся друг от друга приоритеты, т.е. разные степени важности каждой из целей, можно сделать так, что в результате уступок по одним направлениям и выигрышам по другим каждая из сторон будет чувствовать себя выигравшей.

Методы разработки решений по согласованию интересов носят эвристический характер. Зависимости этих методов от того, кто является каждой из сторон, нет. В основном они определяются следующими факторами:

  1. в равной ли мере стороны участвуют в разработке решения. Соответственно, могут быть выделены случаи, когда активной стороной является один из контрагентов или оба;
  2. сколько целей каждой из сторон участвует в процессе согласования интересов и каков уровень их приоритетности;
  3. насколько разнородны цели и/или приоритеты представителей пассивной стороны;
  4. насколько велико множество возможных решений;
  5. можно ли привлечь к решению третью сторону.

Доминирующим является первый фактор.

Ключевые слова

См. также:
Павел Владимирович Кузнецов, Александр Александрович Муравьев
Экономический журнал ВШЭ. 2000.  Т. 4. № 4. С. 475-504. 
[Статья]
Yangmin Kim
Corporate Governance: An International Review. 2005.  Vol. 13. No. 6. P. 800-808. 
[Статья]
Ирина Андреевна Григорьева
Общественные науки и современность. 2012.  № 3. С. 145-155. 
[Статья]
Надежда Львовна Титова
[Книга]
Michael S. Gibson
Finance and Economics Discussion Series. 2002.  No. 1999-63.
[Статья]