Эксоцман
на главную поиск contacts

Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему

Опубликовано на портале: 30-09-2004
Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998, 804 с.
Нам давно нужна теория, которая дала бы достаточно ясное понимание того, кто мы есть, что с нами происходит, куда мы идем и что с нами может стать, если мы не переменимся и будем и далее следовать накатанному пути нашей истории. Эта теория должна быть объясняющей, чтобы ответить на мучающие нас вопросы, и понимающей, проникнутой общими болями и бедами, объективной и одновременно пристрастной, исполненной мудрости и здравого смысла, достаточных, чтобы удержать от крайностей, от следования застарелым мифам, и масштабной, чтобы меру оценок и значений задавали мировая история, общечеловеческие ценности. По определению, такая теория должна была появиться в России. Как кажется, этот труд появился. О книге А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта» специалисты говорят как о важном прорыве в знании о России. И еще - как об осуществленном ответе на вызов времени. На безнадежно-гордое «мы непредсказуемы» и знаменитое тютчевское «умом Россию не понять» на вновь активно утверждаемые идеи «особого пути» появился ответ, который осветил пониманием, связал нитями зависимостей, причин и следствий важнейшие основы общественной жизни. Есть ощущение, что Россию наконец-то «поняли Умом».
Почти тысячестраничное исследование охватывает путь российского общества от становления государственности до сегодняшнего дня и устремляется в логику вариантов будущего. Дело, однако, не только в обилии проанализированных фактов, не в объеме осмысленного и переосмысленного материала, но в глубине интерпретации анализируемых событий; дело в самом подходе к осмыслению проблем, в новой методологии.

Создана масштабная научная теория, где дано последовательное, системное, достаточно полное описание социокультурных механизмов динамики российского общества, его исторического изменения. Автором предложен новый взгляд на социокультурные процессы развития общества.

Общество рассмотрено и в своих целостных, общесоциальных характеристиках, и в расчлененности, и - несмотря на все предубеждения против теорий общего характера - в нашем случае это абсолютная, не только теоретическая, но и практическая необходимость. Ибо главная направленность теории - уловить и осмыслить то, что называют самобытностью, а на языке социальной теории - спецификой российского общества: его культуру, особенности связей между обществом и культурой в их историческом развитии. Подобная задача требовала разработки целостного подхода, привлечения возможностей разных наук. И действительно, автор опирается на достижения разных областей современного социального знания: философия, философия истории, экономика, социология, культурология, история хозяйства и социальная психология «плавлены»в теории А. Ахиезера воедино, а традиции отечественной и мировой социально-философской мысли продолжены вплоть до выхода на новые уровни познания российского общества. Открытие - а именно это слово, не сговариваясь, употребляют читатели книги критика исторического - состоит прежде всего в определении социокультурной специфики российского общества на основе оригинальной версии цивилизационного подхода к человеческой истории.

В отличие от традиционной и либеральной цивилизации, Ахиезер определяет российскую цивилизацию как промежуточную, в которой особое значение обретает мера соотношения традиционного и либерального компонентов в каждый конкретный исторический период. Колебания этого соотношения диктуют особенности разных фаз глобальных циклов развития России.
В книге выделены три таких цикла – дореволюционный, советского периода и постсоветского развития страны. Трактовка событий начала 90-х гг. как перехода к третьему глобальному циклу российской истории предложена в заключительной третьей части первого тома, дополненного по сравнению с первым ротапринтным малотиражным изданием монографии 1991 г.

Структура книги несколько необычна. Первый том — история России. Но автор раскрывает не столько события, сколько их нравственный философско- исторический смысл, их воспроизводственную суть: как и почему общество сохраняет само себя и какие угрозы ведут его к национальным катастрофам. Каков механизм возникновения катастроф в российской истории — и реальных, четыре раза взрывавших российскую государственность, и потенциальных? В чем их причина? — Этой фундаментальной проблеме посвящена историческая часть исследования. Поиски ответа на эти вопросы привели к созданию новой интерпретации истории России и потребовали создания социокультурного словаря, составившего научный аппарат социальной теории А. С. Ахиезера (второй том). Любознательному читателю будет интересно читать этот словарь термин за термином. Но есть и другой способ проникновения в содержание авторской концепции: читать словарь параллельно с первым томом, по мере того как в историческом изложении всплывают все новые и новые термины (как общепринятые, так и предлагаемые автором). Наконец, можно вникнуть в социокультурную теорию А. С. Ахиезера, изучая термины комплексами близких по значению понятий. В этом может помочь вступительная статья С. Я. Матвеевой ко второму тому.

См. также: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. II. Теория и методология. Словарь. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.

Расколотое общество: путь и судьба России в социокультурной теории Александра Ахиезера.
С. Я. Матвеева
3
Новая теория общественного развития России (3). — Самобытность российского общества (8). — «Маятник Ахиезера» (20). — От историософии к науке (28). — На пути к либерально-консервативному консенсусу (36).
От автора (К изданию 1991 года)42
От автора (К настоящему изданию) 44
ВВЕДЕНИЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (Немного теории) 49
Играет ли человек с дьяволом истории? (49). — Самокритика истории (50). — Воспроизводство — двигатель истории (53). — Культура и социальные отношения (58). — Дуализм нравственности (60). — Человечество в поисках смысла (61). — От логики к массовому социальному действию (68). — Манихейство (72). — Поиск срединной культуры (78). — Начало российской истории (80). — Вечевой идеал (85).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕРВЫЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Глава I. Соборность, начало и крах государственности93
Как возникло государство (93). — Что такое большое общество (96). — Господство соборного идеала (101). — Первая катастрофа (105).
Глава II. Господство раннего умеренного авторитаризма 108
Новая нравственность в бедной стране (108). — «Без Бога свет не стоит и без царя не правится» (113). — Ошибка Ивана Грозного (117). — Вторая катастрофа (123).
Глава III. Новая государственность и господство идеала всеобщего согласия131
«Оставьте друг другу вражды и тяготы свои» (131). — Слабость сословий — слабость срединной культуры (134). — Сила и слабость царской монополии (136). — «Есть грамота — воевод и голов бить и грабить» (139). — «Бог испразднит всяко начальство и всяку власть и силу» (145).
Глава IV. Крайний авторитаризм и зрелость раскола151
«Царь яко бог, еже возхощет, в области своей может сотворить» (151). — Утилитаризм (155). — «И никто бы без дела не шатался» (160). — Реформа (166). — «Жидовин из рода Данова» (170). — От социокультурного раскола к хромающим решениям (173). — Альтернатива расколу? (178). — «В огонь и воду только и ходу» (180). — Конец прямой инверсии. Что дальше? (183).
Глава V. Поздний идеал всеобщего согласия и либерализм186
Россия «пришла в себя» (186). — Российский либерализм (189). — Раскол правящей и духовной элит (196). — «Желаем остаться казенными» (200). — Декабристы (205). — Раскол сознания и самосознания (208). — Крах всеобщего согласия (210).
Глава VI. Поздний умеренный авторитаризм214
«Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя» (214). — Попытки реформ (217). — Раскол самосознания (221). — «Таинственные струи народной русской жизни» (229). — Бессилие реформаторов (234). — «Сверху — блеск, внизу — гниль» (239).
Глава VII. Соборно-либеральный идеал и новая катастрофа244
Новая инверсия (244). — От утилитаризма к материализму (246). — Гибридный нравственный идеал (252). — Соборно-либеральный идеал (257). — «Приказано избы студить» (266). —- Раскол Великой реформы (271). — Попытка повернуть цикл (279). — Раскол промышленности (282). — «Кризис первобытного земледелия» (286). — Ренессанс общины (290). — Раскол почвы (293). — Община: да или нет? (298). — «Идите бить стражу и собственников!» (307). — «Взять в руки дубину и сокрушать все» (309). — Конец тайны (311). — Царь-Каин (313). — Революция? (315). — Торжество либерализма и взрыв черносотенства (317). — «Народ одичал» (321). — Отступление инверсии (323). — Третья катастрофа (324). — «Что нам до России, ежели мы псковские» (327). — Капитализм или государственная докапиталистическая монополия? (332). — Новое двоевластие (337). — Крах соборно-либерального идеала (341). — Конец глобального цикла (343).
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВТОРОЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Вновь начало истории, новая государственность (Вместо введения) 355
Торжество Правды-истины (355). — Торжество общины (358). — Община и крестьянское хозяйство (364). — Необратимые изменения (366). — Советы и ленинизм (367). — Псевдосинкретизм (371). — Сколько элементов в идеологической модели большевизма? (374). — Партия нового типа (375). — Рабочий класс (380). — Крестьянство (382). — Двойственность идеологической модели (385). — Самый большой секрет большевизма (389). — Социальный взрыв как источник энергии (392). — Псведосинкретизм и «общество низшего класса» (395). — Новое и старое в новом идеале (398).
Глава I. Господство соборного идеала («Триумфальное шествие Советской власти») 400
Торжество локализма (400). — Новое государство в борьбе за выживание (403). — Общество-община-завод (405). — Крушение соборного идеала (409). — Разруха продолжается (417). — Опять двоевластие (421).
Глава II. Господство раннего умеренного авторитарного идеала («Военный коммунизм») 424
Самоотрицание локализма (424). — Общинный и государственный социализм (426). — «Стихия — самый опасный враг пролетарской диктатуры» (430). — Локальный мир и государство (434). — Возврат к крепостничеству (436). — Где был основной хозяйственный конфликт? (441). — Архаизированное хозяйство на грани краха (444). — Нужна спасительная критика (454).
Глава III. Ранний идеал всеобщего согласия (нэп) 456
Новый поиск альтернативы (456). — «Смычка города и деревни» (459). — Эти странные цены... (461). — Торговля против рынка (468). — Экономический подъем или усиление дезорганизации? (470). — Банкротство нэпа (476).
Глава IV. Торжество и падение крайнего авторитаризма (Сталинизм) 480
Абсурд реальности (480). — Конец вялой инверсии (484). — Реальная альтернатива (485). — Правящая элита идет вперед (488). — Нужен вождь (490).~ Сталинизм (492). — Сталинизм и хозяйство (496). — Хромающий план (497). — Новое наступление крепостничества (499). — Консервация архаичных форм труда (503). — Колхоз-община (504). — Колхоз и авторитарная традиция (509). — Откуда брать ресурсы для великих свершений? (511). — Самоотрицание уравнительности (515). — Псевдоэкономика (517). — Крайний авториторизм подавляет хаос (520). — Загадка террора (523). —Кто же виноват? (526). — «Это не люди, это кулачьё» (531). — Институциализация погрома (535). — Тайна самоистребления (538). — Тоталитаризм (544). — Личность — слабое звено системы (546). — Нефункциональность крайнего авторитаризма (550). — «Ваше слово, товарищ маузер» (553).
Глава V. Вновь идеал всеобщего согласия («Оттепель») 556
История на переломе (556). — «Россия пропала...» (557). — Сословность (561). — Победа новой версии идеологии (564). — Ускорение (566). — Слабость срединной культуры (570). — От ведомственности к местничеству (571). — «Политическая децентрализация не рождает новых социальных тенденций» (573). — Возрождение либерализма (579). — «Барин дал, барин взял» (580). — Активизация раскола (582). — Утилитаризм и власть (583). — Дифференциация альтернатив (585).
Глава VI. Вновь умеренный авторитарный идеал («Этап застоя») 588
Самый неромантичный этап (588). — Усиление авторитаризма (590). — Монополия на дефицит (593). — Разномыслие (605). — Хозяйственная ситуация (610). — Дезорганизация механизма ценообразования (611). — Упадок позднего авторитаризма (615).
Глава VII. Возврат к соборно-либеральному идеалу («Перестройка») 625
Перелом в масштабе цивилизации? (625). — «Кончилось царство хамово» (628). — Нравственный поворот (632). — Либеральная интерпретация (633). — Рабочие (637). — А как же с крепостничеством? (643). — Можем ли мы принимать эффективные решения? (646). — Иллюзии перестройки (649). —Локализм и государство (653). — Наступление локализма (658). — Четвертая катастрофа (663).
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТРЕТИЙ ЦИКЛ?
Глава I. Коренные проблемы нового исторического цикла671
Старая или новая альтернатива? (671). — Год 1917 и год 1991 (672). — Победа либерализма? (675). — Либерализм или соборность? (678). — Попытки реформ в российской истории (684). — Подавленный рынок или монополия на дефицит? (687). — Главная преграда — монополия на дефицит (691). — Как быть с рынком? (692). — Элитарный рынок (695). — Антирыночное поведение (698).
Глава II. Какое будущее мы создаем? 702
Муки прогнозирования (702). — Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача (708). — Поиск значимых факторов прогноза (714). — Возможности правительства и прогноз (718). — Опять ранний авторитарный идеал? (721). — Реформа и прогноз (725). — Прогноз третьего периода (732).
Глава III. Россия среди других народов и цивилизаций 738
Между племенем и гражданским обществом (738). — Распад целого (743). — Рост национального самосознания (745). — Россия и Запад (749). — Россия и коммунистическое движение (753). — Проблемы российской геополитики (758).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОПЫТ РОССИИ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА767
Россия — кризисная точка мировой истории (767). — Опыт истории России (772). — Новейший опыт истории России (783). — Рефлексия или деградация (788).
Приложение. Циклы российской истории (таблица) 799

Ключевые слова

См. также:
Лариса Геннадиевна Чередниченко
Экономические науки. 2012.  № 1. С. 201-204. 
[Статья]
Александр Николаевич Комозин
Социологические исследования. 1991.  № 1. С. 154-156. 
[Статья]
Татьяна Ивановна Заславская
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 3-21. 
[Статья]
В. Задерацкий
Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 159-166. 
[Статья]
Лилия Шевцова
[Книга]
И. Мазуров
Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 39-52. 
[Статья]