Эксоцман
на главную поиск contacts

К теории ценового приспособления // Теория фирмы. СПб., Экономическая школа, 1995. С. 432-447. (Вехи экономической мысли ; Вып. 2).

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Москва: Экономическая школа, 1999, cерия "Вехи экономической мысли", 536 с.
В статье рассматривается метод сравнительной статики. Суть его заключается в сопоставлении различных состояний равновесия, тогда как сам процесс перехода от одного равновесного состояния к другому остается как бы за занавесом. Все же иногда бывает полезно приподнять этот занавес или попытаться заглянуть за него, чтобы выяснить, что происходит между парой смежных (во времени) состояний равновесия, т. е. вне равновесия. Такую попытку совершил в 1977г. американский экономист, нобелевский лауреат К. Эрроу. Основной вывод, к которому он пришел, заключается в том, что «совершенная конкуренция может реально преобладать лишь в условиях равновесия». Напротив, в состоянии неравновесия гипотетический рынок совершенной конкуренции вырождается в ряд «монополистов, имеющих дело с рядом монопсонистов. Самая общая картина - это картина изменяющейся совокупности двухсторонних монополий». Почему и как происходит это вырождение?
Эрроу предположил, что рыночный спрос на некоторый единичный товар почему-либо превышает его рыночное предложение по существующей рыночной цене. А также, что ни одно предприятие не может в силу ограниченности мощности увеличить мгновенно свой объем предложения. Тогда каждое отдельное предприятие может повысить свою цену товара, не опасаясь того, что его спрос (или хотя бы часть его) будет абсорбирован другими предприятиями, ведь их объемы предложения жестко ограничены пределами их мощности. И так могут поступить все предприятия отрасли, хотя размеры повышения цен могут быть разными, по крайней мере из-за разной структуры затрат. В этом случае на смену единой рыночной цене приходит ценовая дисперсия.

Серия "Вехи экономической мысли" является многотомной хрестоматией по экономической теории и содержит впервые публикуемые на русском языке классические работы, посвященные теории потребительского поведения и спроса, теории фирмы, рынкам факторов производства и распределению доходов. Эти работы представляют историю развития этих областей экономической науки. Том 2 "Теория фирмы" содержит переводы оригинальных работ по теории фирмы, ее поведению в рыночных условиях. В него включены переводы статей Нобелевских лауреатов Р.Коуза, Г.Саймона, Дж.Стиглера, П.Самуэльсона, Дж.Хикса, а также работы Э.Чемберлина, Дж.Вайнера, Х.Лейбенстайна и др. Книга является приложением к 3- му выпуску журнала - учебника "Экономическая школа"
Ключевые слова

См. также:
Евгения Сергеевна Балабанова
Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 54-64. 
[Статья]
Андрей Евгеньевич Шаститко
Общественные науки и современность. 2018.  № 4. С. 177–190. 
[Статья]
Вадим Максович Гальперин, Сергей Михайлович Игнатьев, Вячеслав Иванович Моргунов
[Книга]
Виктор Евгеньевич Дементьев, Елена Владимировна Устюжанина
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 91-101. 
[Статья]
David Knudsen Levine, Michele Boldrin
International Economic Review. 2004.  Vol. 45. No. 2. P. 327-350. 
[Статья]
Александр Николаевич Дубянский
[Учебная программа]