Эксоцман
на главную поиск contacts

Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма

Опубликовано на портале: 16-02-2004
Казань: Казанская государственная консерватория, 2000, 311 с.
Рассматривается теория и история становления музыкального профессионализма европейского типа на примере татарской, марийской и чувашской музыки. Показаны социокультурные, конфессиональные и стилевые предпосылки формирования и функционирования новой музыкальной практики в начале XX столетия.

Книга предназначена для музыковедов, педагогов и студентов высших музыкальных учебных заведений, а также для тех, кто интересуется проблемами национальной специфики музыки.
(Из аннотации к книге)

Введение 3
Глава первая. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА 31
Сельская музыкальная культура 36
Городская музыкальная культура 41
Казань и ее роль в становлении профессионализма 42
Музыкальный «котел» (42). Социальные стимуляторы (47)
Музыкальные заимствования 57
«Азербайджанский след» 60
Формы музыкальной коммуникации 63
Концерт как новая форма музыкальной жизни (64). «Татарские табулатуры» (69)
Глава вторая. ДУХОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 72
Церковно-певческая практика 72
Смоленский — музыкальный просветитель
Школа Смоленского (81). Смоленский — «музыкальный переводчик» (94)
Внедрение «новых песен» 104
Барьеры язычества (104). Храм и школа (110). Певческий билингвизм (114). «Пение национальное» (117)
Регенты: от песнопений к композиции 121
Три волны (121).Регентские обработки — у истоков многоголосия (128). Против «церковщины» в музыке (136)
Исламские предтечи музыкального профессионализма 146
Об исламской реформации 146
Музыка и исламский этикет 150
Глава третья. Становление композиторского профессионализма 156
Три линии творческого поведения 156
«Артисты» 162
Композиторы-исполнители 169
Композиторы-академисты 182
Параллелизм и переплетение линий 189
О феномене основоположничества 195
Глава четвертая. ОБРЕТЕНИЕ МНОГОГОЛОСИЯ 200
О многоголосии в музыке устной традиции 200
О статусе гармонизации 205
Пентатоновое многоголосия 212
Теория пентатоновой организации 212
Русский опыт (224). «Подходящие приемы» (228). О вводном тоне (235). Гармонические «странности» (240)
Заключение 244
Нотные примеры 247
Источники и литература 271
Сокращения 294
Именной указатель 295
Ключевые слова

См. также:
Р. Елемесов, А. Майсюк
Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 131-137. 
[Статья]
Дмитрий Валентинович Щирин
Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 98-102. 
[Статья]
П.А. Флоренский
Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 82-88. 
[Статья]