Эксоцман
на главную поиск contacts

Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций

Опубликовано на портале: 04-07-2006
Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2006, 112 с.
В курсе лекций рассматриваются основные категория классической социологии и раскрывается инструментальное значение современного деятельностно-активистского подхода в изучении социальных перемен в российском обществе.
Издание имеет особый практический смысл для профессионального роста социологов, для их исследовательской деятельности. Предназначено для слушателей ФЦПК «Социология», студентов магистратуры и аспирантов.

Предисловие

5

Вводные замечания

7

Лекция первая. Полипарадигмальность в современной социологии

9

Лекция вторая. Социальные общности н общество как объект социологического исследования

21

1. Обсуждение проблемы о предмете социологии 

2. Необходимые и достаточные критерии зрелого общества

 24

Лекция третья. Социальные институты 

 29

1. Социальные институты в классической парадигме 

2. Неоинституционализм — радикальная смена парадигмы  

30

3. Российские институты в анализе соотечественников  

33

Лекция четвертая. Социальное расслоение 

38

Лекция пятая. Культура и личность  

46

1.Культура 

2. Личность

48

3. Национальный менталитет: культура, ставшая компонентом самосознания личности  

51

4. Проблема макро-микроуровней анализа активности индивидов  

54

Лекция шестая. Макротеории социальных изменений

58

1. Раймон Будон о возможности применения общенаучных методов в социологических прогнозах 

2. Оптимистические и пессимистические концепции социальных трансформаций  

59

3. Глобализация и ее воздействие на социальные изменения

65

Лекция седьмая. Теоретико-концептуальные объяснения «посткоммунистических» трансформаций

68

1. Сомнения относительно теории модернизации

68

2. Новейшие концепции посткоммунистических трансформаций

71

3. Что считать завершением «переходного» периода?  

76

Лекция восьмая. Стратегии совмещения различных теоретических подходов в эмпирическом исследовании  

79

1. Варианты стратегий 

2. Должна ли теория иметь «национальные» черты?  

83

Заключение  

86

Приложение 1. Советы студенту относительно работы над рефератом и эссе  

89

Приложение 2. Обращение к коллегам-преподавателям: варианты активных методик групповых занятий  

91

Дебаты

Панель  

93

Аналитический тренинг

Игра всерьез

94

Видеонаблюдение реальных практик

95

Игровое занятие по теме «Культура и личность»

«Хэппенинг

On-line общение со студентами

96

Приложение 3. П. Штомпка. Теоретическая социология и социологическое воображение  

97

Ключевые слова

См. также:
Юрий Григорьевич Волков
Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 84-88. 
[Статья]
Владимир Вячеславович Козловский
Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 2. С. 5-19. 
[Статья]
Елена Иосифовна Кукушкина
Социологические исследования. 2006.  № 3. С. 113-119. 
[Статья]
Л.Н. Москвичев
Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 3-12. 
[Статья]
Н. Новиков
Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 3-45. 
[Статья]
Игорь Семенович Кон
Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 173-185. 
[Статья]