Эксоцман
на главную поиск contacts

Основы менеджмента

Опубликовано на портале: 30-09-2004
Москва: Дело, 2004, 800 с.
Все основное о менеджменте как науке, практике и искусстве управления - в одной книге.
Три издания этого учебника помогли десяткам тысяч американцев освоиться в мире бизнеса.
Книга пригодна и для самообразования, и для группового обучения в школах бизнеса, и для переподготовки преподавателей.
Она вполне доступна начинающему предпринимателю, но и руководители высшего звена, прочитав эту книгу, задумаются об упущенных возможностях и наметят новые планы.

Вступительная статья. Л. И. Евенко МЕНЕДЖМЕНТ НАЧАЛА XXI ВЕКА.

Предисловие

    Часть первая: ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

    Глава 1: Организации, менеджеры и успешное управление

  • Что обеспечивает успех организаций?
  • Ситуация 1: Победа в компьютерной игре. - Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле. -
  • Ситуация 3: Как получить оценку. - Ситуация 4: Разве это можно вычислить? - Ситуация 5:
  • Пища для размышлений. - Ситуация 6: Очевидные истины
  • Организации
  • Что такое организация? - Общие характеристики организаций
  • Кто такие менеджеры и что они делают?
  • Общие факторы в работе руководителей. - Уровни управления. - Менеджер в сравнении с предпринимателем
  • Управление, направленное на успех
  • Составляющие успеха организации. - Подход к управлению - направленность на успех
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Предприниматель или менеджер?

    Глава 2: Эволюция управленческой мысли

  • Древняя практика - новая наука
  • Управление и организации до 1900 года. - Систематизированный взгляд на управление
  • Подходы на основе выделения различных школ
  • Научное управление (1885 -1920). - Классическая, или административная, школа в управлении (1920 -1950). - Школа человеческих отношений (1930 - 1950). Поведенческие науки (1950 - по настоящее время). - Наука управления, или количественный подход (1950-по настоящее время)
  • Процессный подход
  • Функции процесса управления. - Связующие процессы
  • Системный подход
  • Системные концепции. - Переменные и системный подход
  • Ситуационный подход
  • Ситуационный подход и процесс управления
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Меняющиеся трудовые ресурсы

    Глава 3: Внутренняя среда организации

  • Внутренние переменные.
  • Цели. - Структура. - Задачи. - Технология. - Люди
  • Взаимосвязанность внутренних переменных
  • Системная модель внутренних переменных
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Изменение скучной по содержанию работы

    Глава 4: Внешняя среда в бизнесе

  • Организация и ее среда
  • Значение внешней среды. - Определение внешней среды
  • Характеристики внешней среды
  • Взаимосвязанность факторов внешней среды. - Сложность внешней среды. - Подвижность среды. -
  • Неопределенность внешней среды
  • Среда прямого воздействия
  • Поставщики. - Законы и государственные органы-Потребители.-Конкуренты
  • Среда косвенного воздействия
  • Технология. - Состояние экономики. - Социокультурные факторы. - Политические факторы. -
  • Отношения с местным населением
  • Международное окружение .
  • Развитие управления международным бизнесом. - Разновидности международного бизнеса. -
  • Факторы международной среды
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Дерегулирование работы авиалиний

    Глава 5: Социальная ответственность и этика

  • Роль бизнеса в обществе
  • Эволюция перспектив. - Прибыль и эффективность. - Прямое социальное действие. -
  • Ответственность юридическая в соответствии с ответственностью социальной. - Аргументы "за" и "против" социальной ответственности
  • Социальная ответственность на практике
  • Заключительные замечания
  • Этика и современное управление
  • Результаты исследований
  • Повышение показателей этичности поведения
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Современная этика: дело Э. Ф. Хаттона
  • Ситуация для анализа 1
  • Генри Форд в сравнении с Альфредом 77. Слоуном-младшим
  • Ситуация для анализа 2
  • Корпорация "Ньютри Уэй Хелс Фудз"

    Часть вторая: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ

    Глава 6: Коммуникации

  • Процесс коммуникаций и эффективность управления....
  • Коммуникации между организацией и ее средой. -Коммуникации между уровнями и подразделениями
  • Коммуникационный процесс
  • Элементы и этапы процесса коммуникаций. - Обратная связь и помехи
  • Межличностные коммуникации
  • Преграды на пути межличностных коммуникаций. - Совершенствование искусства общения
  • Организационные коммуникации
  • Преграды в организационных коммуникациях. - Совершенствование коммуникаций в организациях
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Управление коммуникациями в корпорации "МакКессон"

    Глава 7: Принятие решений

  • Природа процесса принятия решений
  • Организационные решения. -Подходы к принятию решений
  • Рациональное решение проблем
  • Этапы рационального решения проблем
  • Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
  • Личностные оценки руководителя. - Среда принятия решения. - Информационные ограничения. -
  • Поведенческие ограничения. - Негативные последствия. - Взаимозависимость решений
  • Резюме
  • Ситуация А-Я анализа. Три спорных решения

    Глава 8: Модели и методы принятия решений

  • Наука управления
  • Происхождение и центральный объект науки управления. - Отличительные особенности науки управления
  • Моделирование
  • Что такое модель. - Необходимость моделирования. - Типы моделей. - Процесс построения модели. - Общие проблемы моделирования. - Обзор моделей науки управления
  • Методы принятия решений
  • Платежная матрица. -Дерево решений
  • Методы прогнозирования
  • Неформальные методы. - Количественные методы прогнозирования. - Качественные методы прогнозирования
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Прогнозирование посещений стадиона
  • Ситуация для анализа 1
  • Дэвенпортский университет
  • Cитуация для анализа 2
  • Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы "Ханиуэлл"

    Часть третья: ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
    Глава 9: Стратегическое планирование

  • Сущность функции и выгоды стратегического планирования
  • Сущность стратегии. - Планирование и успех организаций
  • Цели организации
  • Миссия организации. -Ценности и цели высшего руководства. -Характеристики целей
  • Оценка и анализ внешней среды
  • Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации с
  • Изучение стратегических альтернатив
  • Стратегические альтернативы. - Выбор стратегии. - Планирование международной деятельности
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Стратегическое планирование на фирме "Сире"

    Глава 10: Планирование реализации стратегии

  • Реализация стратегического плана
  • Тактика. - Политика. - Процедуры. - Правила. - Проблемы, связанные с правилами и процедурами
  • Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
  • Бюджеты. - Управление по целям. - Эффективность программ МВО
  • Оценка стратегического плана
  • Оценка стратегии. - Проверка соответствия стратегии и структуры
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Последовательная реализация стратегии на фирме "Тойз'Р'Ас"

    Глава 11: Организация взаимодействия и полномочия

  • Делегирование, ответственность и полномочия
  • Делегирование. - Ответственность в контексте делегирования. - Организационные полномочия
  • Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
  • Линейные полномочия. - Типы административного аппарата. - Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
  • Эффективная организация распределения полномочий
  • Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. - Линейные полномочия и координация. - Препятствия к эффективному делегированию
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Организация фирмы "Федерал Экспресс"

    Глава 12: Построение организаций

  • Выбор структуры
  • Проектирование организационной структуры. -Бюрократия
  • Департаментализация
  • Функциональная организационная структура. - Дивизиональная структура. - Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
  • Адаптивные структуры
  • Адаптивные и механистические организационные структуры. - Проектная организация. -
  • Матричные структуры организации. - Организация конгломератного типа
  • Централизованные и децентрализованные организации
  • Степень централизации. - Факторы, определяющие степень децентрализации. - Интеграция структуры. - Влияние интеграции на достижение целей организации. - Методы достижения эффективной интеграции
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Децентрализация командования тактических ВВС США

    Глава 13: Мотивация

  • Мотивация
  • Смысл и эволюция понятия "мотивация"
  • Первоначальные концепции. - Современные теории мотивации. - Первичные и вторичные потребности. - Вознаграждения
  • Содержательные теории мотивации
  • Иерархия потребностей по Маслоу. - Теория потребностей МакКлелланда. - Двухфакторная теория Герцберга
  • Процессуальные теории мотивации
  • Теория ожиданий. - Теория справедливости. - Применимость теории справедливости в практике управления. - Модель Портера-Лоулера
  • Мотивация и компенсация
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Клуб-100
    Глава 14: Контроль
  • Сущность и смысл контроля
  • Почему необходим контроль? - Предварительный контроль. - Текущий контроль. - Заключительный контроль
  • Процесс контроля
  • Установление стандартов. - Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. -Действия
  • Поведенческие аспекты контроля
  • Возможные негативные последствия. -¦ Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
  • Характеристики эффективного контроля
  • Стратегическая направленность контроля. - Ориентация на результаты. - Соответствие делу. - Своевременность контроля. - Гибкость контроля. - Простота контроля. - Экономичность контроля. -
  • Контроль на международном уровне
  • Информационно-управляющие системы в планировании и контроле А
  • Необходимость в формальной информационной системе. - Компьютерная революция и ИУС. -
  • Проектирование ИУС. -Повышение эффективности ИУС
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Контроль в корпорации
  • "Дженерал Электрик Кредит"
  • Ситуация для анализа 1
  • Страна Сафари
  • Ситуация для анализа 2
  • Западный Банк

    Часть четвертая: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО

    Глава 15: Групповая динамика

  • Группы и их значимость
  • Формальные и неформальные группы. - Хоторнские эксперименты
  • Развитие неформальных организаций и их характеристики
  • Как возникают неформальные организации. - Почему люди вступают в группы и неформальные организации. - Характеристики неформальных организаций
  • Управление неформальной организацией
  • Модель Хоманса. - Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
  • Как повысить эффективность групп
  • Факторы, влияющие на эффективность работы группы. -¦ Рекомендации по проведению эффективных собраний. - Управление с помощью комитетов. - Полномочия и комитеты. -Когда использовать комитеты
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Участие трудящихся в управлении

    Глава 16: Руководство: власть и личное влияние

  • Власть, влияние, лидер
  • Руководство в организации. - Влияние и власть. - Баланс власти
  • Формы власти и влияния
  • Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх. - Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление. - Законная власть. Влияние через традиции. - Власть примера. Влияние с помощью харизмы. - Власть эксперта. Влияние через разумную веру
  • Убеждение и участие
  • Влияние путем убеждения. - Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
  • Практическое использование влияния
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Использование власти в отрасли, производящей компьютеры

    Глава 17: Лидерство: стиль, ситуация и эффективность

  • Обзор теорий лидерства
  • Подход с позиции личных качеств. - Поведенческий подход. - Ситуационный подход
  • Поведенческий подход к лидерству
  • Автократичное и демократичное руководство. -Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. - Четыре системы Лайкерта. - Двумерная трактовка стилей лидерства Стиль, удовлетворение и производительность ,
  • Дебаты о стиле руководства. - Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности
  • Ситуационные подходы к эффективному лидерству
  • Ситуационная модель руководства Фидлера. - Подход "путь-цель" Митчела и Хауса. - Теория жизненного цикла. - Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
  • Адаптивное руководство. Заключительные замечания
  • Резюме
  • Ситуация для анализа.Виктор Киам и электробритва "Ремингтон"

    Глава 18: Управление конфликтами, изменениями и стрессами

  • Природа конфликта в организации
  • Что такое конфликт. - Типы конфликта. - Причины конфликта. - Модель процесса конфликта
  • Управление конфликтной ситуацией
  • Структурные методы. - Межличностные стили разрешения конфликтов
  • Природа организационных измерений
  • Управление изменениями
  • Меры успешного проведения изменений в организации. - Использование участия работников в управлении для осуществления перемен. - Преодоление сопротивления переменам
  • Организационное развитие
  • Что такое организационное развитие. - Предпосылки и ценности ОР. - Участие в ОР
  • Природа стресса
  • Что такое стресс. - Причины стресса. - Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Перемены в "Бэнк оф Америка"
  • Ситуация для анализа 1 "Мид-Саут Эрлайнз"
  • Ситуация ААЯ анализа 2
  • Джек Уэлч и "Дженерал Электрик"

    Часть пятая: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • Глава 19: Управление трудовыми ресурсами
  • Формирование трудовых ресурсов
  • Планирование потребности в трудовых ресурсах. - Набор. - Отбор кадров. - Определение заработной платы и льгот
  • Развитие трудовых ресурсов
  • Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. - Подготовка кадров. -
  • Оценка результатов деятельности. - Подготовка руководящих кадров. - Управление продвижением по службе
  • Повышение качества трудовой жизни
  • Удовлетворение работника своим трудом. - Совершенствование организации труда
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых
  • Глава 20: Управление производством: создание операционной системы
  • Системный подход к управлению операциями
  • Операционная функция. - Операционная система. - Сущность управления операциями. - Классификация операционных систем. - Взаимосвязь с другими функциями организации. - Стратегия производства и фирма. - Конкурентоспособность. - Стратегические решения в области производства. - Стратегия производства в условиях международного рынка
  • Вопросы этики в управлении производством
  • Проектирование изделий и процессов в производстве
  • Критерии и выбор проектов. - Жизненный цикл изделия и процесса. - Современный уровень развития производственных систем
  • Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
  • Характеристики сферы услуг. - Особенности проектирования услуг. - Совершенствование операций в сфере услуг Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
  • Количество и мощность предприятий. - Месторасположение предприятий. - Проектирование предприятия
  • Проектирование работ и нормирование труда
  • Социально-технический подход. - Изучение методов организации труда. - Нормирование труда
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Стратегия операционного управления
  • Глава 21: Управление производством: функционирование операционной системы
  • Оперативное управление производством
  • Планирование выпуска продукции
  • Характеристики календарного планирования выпуска продукции. - Три основные стратегии
  • Управление запасами
  • Назначение запасов. - Решения в управлении запасами и издержки. - Виды спроса на предметы материально-технических запасов. - Системы управления запасами с независимым спросом. - Системы управления запасами с зависимым спросом. - Японский подход к управлению запасами
  • Оперативное управление производством
  • Управление проектами,
  • Методы управления проектами
  • Планирование работ по методу критического пути. - Контроль за выполнением работ. -
  • Тенденции в применении методов управления проектами
  • Обеспечение качества
  • Аспекты качества. - Организационное обеспечение качества. - Контроль качества. -Развитие программ обеспечения качества
  • Резюме
  • Ситуация для анализа. Серьезная ошибка

    Глава 22: Управление производительностью: комплексный подход.

  • Комплексный подход к вопросам производительности
  • Системный взгляд на производительность. -Качество и производительность. -
  • Ценность, качество и производительность. - Цикл "вход-выход". -
  • Производительность и внешняя среда. - Производительность и внутренняя среда
  • Управление по критерию производительности
  • Планирование и производительность. - Организация и производительность. -
  • Мотивация и производительность
  • Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
  • Организация связи и производительность. - Принятие решений и производительность. -Лидерство и производительность. -Производительность на всех уровнях организации
  • Новое в управлении производительностью труда
  • Ситуация для анализа. Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров
  • Ситуация для анализа 1 Повышение эффективности работы организации "Блю кросс - Блю шилд"
  • Ситуация для анализа 2
  • Управление производством и распределением в масштабах страны
  • Глоссарий