Эксоцман
на главную поиск contacts

Философия культуры

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Санкт-Петербург: Петрополис, 1996, Вып., 416 с.
Тематический раздел:
В книге представлено системное, стремящееся к парадигматической замкнутости изложение онтологических оснований культуры. Ставя человека в категориальный ряд природа-человек-общество, автор указывает на модальные особенности среднего звена: человека в отличие от животного характеризует не спонтанная жизненная активность, а продуктивная деятельность, которая призвана заменить генетический механизм передачи от поколения к поколению поведенческих программ механизмом социального наследования. Таким образом, культура предстает как форма бытия, образуемая человеческой деятельностью. При этом речь идет не об одном из аспектов последней (продукт, способ, духовная энергия, ценностные регуляторы, качества человека, семиотические средства и т.д.), а о деятельности как целостном процессе, начинающемся в человеке и в нем же завершающемся в силу способности его опредмечивать свои внутренние качества и вновь распредмечивать их, извлекая духовное содержание из материальных предметов (артефактов).

В книге представлено системное, стремящееся к парадигматической замкнутости изложение онтологических оснований культуры. Ставя человека в категориальный ряд природа-человек-общество, автор указывает на модальные особенности среднего звена: человека в отличие от животного характеризует не спонтанная жизненная активность, а продуктивная деятельность, которая призвана заменить генетический механизм передачи от поколения к поколению поведенческих программ механизмом социального наследования. Таким образом, культура предстает как форма бытия, образуемая человеческой деятельностью. При этом речь идет не об одном из аспектов последней (продукт, способ, духовная энергия, ценностные регуляторы, качества человека, семиотические средства и т.д.), а о деятельности как целостном процессе, начинающемся в человеке и в нем же завершающемся в силу способности его опредмечивать свои внутренние качества и вновь распредмечивать их, извлекая духовное содержание из материальных предметов (артефактов). Отождествляя таким образом деятельность с практикой, философ обретает в лице социальной онтологии марксизма методологические основания для анализа экстракультурологического (культура-природа, культура-общество, культура-человек), интракультурологического (пространственные и временные формы культурного существования) аспектов культуры, ее разновидностей исходя из видов субъекта (человечество, социальная группа, личность) из форм предметности (человеческое тело, техническая вещь, социальная организация) и т.д. В то же время автор не стремится к полному отождествлению процессов социализации и культурации индивида. По С.М.Кагану, социальное и культурное проявления жизни различаются по своей модальности, по степени свободы, которая человеку предоставляется. Социальное ассоциируется автором с большей степенью детерминации отношений, тогда как культурное предполагает определенную свободу выбора. На этих же основаниях возможно диалектическое противостояние стихийности и сознательности. Первое свидетельствует о превалировании социального регулятора поведения, второе культурного. Одной из закономерностей культурогенеза (автор рассматривает его на обширном историческом материале) при таком подходе выступает развитие от культурного синкретизма к культурному синтетизму, от культурного монолога к культурному диалогу. Первая исторически зафиксированная форма монологичного развития - подчинение настоящего прошлому в традиционной культуре; вторая форма - противоположно направленный вектор монолога - культ новизны. Третья форма - диалогическая при равноправии собеседников возможна при развитии субъективности. Постмодернизм с этих позиций видится автором как многомерный диалог.
Предисловие 6

Введение: культура как предмет философского исследования 10

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Культура в системе бытия

Глава 1. Структура бытия и онтологический статус культуры 36
Глава 2. Культура и природа: экологические проблемы теории культуры 55
Глава 3. Культура и общество: социологические проблемы теории культуры 95
Глава 4. Культура и человек: антропологические проблемы теории культуры 110
Глава 5. Культура как таковая: внутренние проблемы теории культуры 124

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Строение и функционирование культуры

Глава 6. Человек как творец культуры 140
Глава 7. Процессы опредмечивания и общения: культура как способ созидательной деятельности 176
Глава 8. Предметное бытие культуры: три формы материальной предметности — человеческое тело, техническая вещь, социальная организация 194
Глава 9. Предметное бытие культуры: три формы духовной предметности — знание, ценность, проект 221
Глава 10. Предметность художественной культуры – воплощенный художественный образ 253
Глава 11. Языки культуры как семиотическая система 269
Глава 12. Процессы распредмечивания и общения: культура как способ деятельного присвоения человеческого опыта 288
Глава 13. Человек как творение культуры и начало нового витка спирали 300

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Культура как саморазвивающаяся система

Глава 14. Методологические принципы изучения истории культуры 318
Глава 15. Закономерности антропо-социо-культурогенеза и первые исторические типы культуры 331
Глава 16. От традиционной культуры к культуре креативной 357
Глава 17. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего движения 383

Заключение 402

Библиография 406