Эксоцман
на главную поиск contacts

Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости: Избранные эссе.Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю.А. - М.: "Медиум", 1996. с.15-65

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Москва: Медиум, 1996, 239 с.
В эссе В.Беньямин анализирует трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. Беньямин замечает, что в эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности; по мере же нарастания репродукционных мощностей и появления массовых проявлений искусства (таких как фотография и, особенно - кино) происходит смена его социальной функции: место культовой и ритуальной функции занимает экспозиционная, практическая и политическая. При значительном приращении массы участников процесса потребления искусства происходит изменение способа участия в данном процессе и способ восприятия его. Прежнее искусство требовало от зрителя концентрации, погружения в себя; искусство же массовое (прежде всего - кино) этого не требует: оно развлекает, рассеивает внимание и может служить мощным инструментом мобилизации и пропаганды. Беньямин пишет о том, что фашизм пытается организовать пролетаризованные массы, не затрагивая имущественные отношения. Он стремится дать им возможность самовыражения при сохранении этих отношений, приходя к эстетизации политической жизни. Своего апогея эстетизация политики достигает в войне. Именно она дает возможность направлять к единой цели массовые движения и мобилизовать все ресурсы техники при сохранении имущественных отношений. Диалектика войны, таким образом, заключается в несоответствии между огромными производительными силами и их неполным использованием в производительном процессе (безработицей и недостатком рынков сбыта). Самоотчуждение человечества, объективированное в технике, достигает такой степени, которая позволяет переживать свое собственное уничтожение как наслаждение высшего ранга. В этом смысл той эстетизации политики, которую проводит фашизм. Коммунизм, же, по мнению автора, должен ответить на это политизацией искусства.

Полный текс доступен по адресу: http://wwh.nsys.by:8101/klinamen/dunaev-ben4.html
Ключевые слова

См. также:
Григорий Григорьевич Водолазов
Общественные науки и современность. 2018.  № 1. С. 43-58. 
[Статья]
Александр Егорович Крухмалев
Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 142-146. 
[Статья]
Виталий Леонидович Тамбовцев
Общественные науки и современность. 2019.  № 1. С. 169-177. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]