Эксоцман
на главную поиск contacts

Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание

Опубликовано на портале: 20-07-2006
Изд-во: ГУ ВШЭ, 2005, 296 с.
Тематический раздел:
В книге с позиций современной теории и практики рассматриваются ключевые аспекты менеджмента – стратегия предприятия, структура построения организации, управление знанием и персоналом, культура фирмы. Авторы сочетают научно-практический подход к проблемам менеджмента с наглядным показом существующих инструментов для их решения. В конце каждой главы содержатся практические ситуации, способствующие закреплению материала и помогающие самостоятельно справиться с проблемами управления.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент", преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации в области менеджмента, а также для широкого круга профессиональных руководителей и специалистов в области управления персоналом.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент" (080500)

Предисловие
Введение в менеджмент
1.1. Содержание менеджмента
1.2. Элементы, технологии, объекты и инструменты менеджмента
1.3. Задачи менеджера
1.4. Менеджмент и успех в предпринимательстве
Практическая ситуация 1. Примеры успешного менеджмента на российских предприятиях Санкт-Петербурга
Практическая ситуация 2. Гарвард корпоративной Америки
Задания для самостоятельной работы
Литература

2. Стратегический менеджмент
2.1. Значение и содержание стратегического менеджмента, жизнеспособность предприятия
2.2. Эволюция концепций и современные подходы стратегии лидерства на рынке
2.3. Выработка и реализация стратегии
2.4. Инструменты и методы стратегического менеджмента
2.5. Стратегия оздоровления предприятия
   Понятие и содержание оздоровления
   Методы диагностического и детального анализа
   Стратегия проведения оздоровления
   Менеджмент оздоровления

Практическая ситуация 1. Проблемы в стратегии предприятия "Квант"
Практическая ситуация 2. Искусство работать на пиках
Задания для самостоятельной работы
Литература

3. Структура
3.1. Теоретические основы организации
   Общие правила построения и работы организации
   Эффективность построения организации
3.2. Организационная структура управления
   Факторы, определяющие организационную структуру управления
   Линейно-функциональный принцип построения структуры
   Продуктовая (дивизиональная) структура
   Матричная и проектрая структуры
   Холдинговая структура

3.3. Делегирование полномочий
   Высшее руководство организации
3.4. Структуры, построенные на принципах предпринимательства и саморазвития
3.5. Новые типы организаций
   Научающаяся (обучающаяся) организация (Learning Organization)
   Горизонтальная организация
   Биологическая организация

Практическая ситуация 1. Реорганизация стратегии и структуры завода "Топаз"
Практическая ситуация 2. Структурная преестройка
Задания для самостоятельной работы
Литература

4. Персонал
4.1. Управление персоналом
   Концепция и модели управления персоналом
   Планирование потребности в кадрах

4.2. Мотивация и оплата труда
   Теории и виды мотивации
   Оплата труда

4.3. Развитие персонала
   Оценка персонала
   Поддержка персонала
   Продвижение персонала

4.4. Культура предприятия
Практическая ситуация 1. Служба управления персоналом - опыт работающих в России предприятий
Практическая ситуация 2. Принцип Питера
Задания для самостоятельной работы
Литература

5. Управление знаниями
5.1. Знание - источник конкурентоспособности предприятия
5.2. Теоретические основы управления знаниями
   Цели и задачи управления знаниями
   Составляющие системы управления знаниями
   Модель Пробста
   Фазы управления знаниями
   Модель Крмара и Рехойзера
   Создание организационного знания через взаимодействие неформализованного и формализованного знания
   И.Нонака, Х. Такеучи

5.3. Практическое решение задач в сфере управления знаниями
   Инструменты управления знаниями
   Метод "Выделение интеллектуального капитала": "Skandia"
   Метод "Портфель интеллектуальных активов": ICMG
   Метод "Технологический аудит": "Nestle"
   Метод "Культура инноваций": "Hewlett-Packard"

5.4. Стратегия, структура, персонал: сквозь призму знаний
Практическая ситуация 1. Компания создает дискуссионный форум для обмена опытом
Промышленная компания создает базу знаний о практических решениях, давших максимальный экономический эффект
Компания сферы услуг создает базу лучшей практики
Практическая ситуация 2. Управление растущим бизнесом, построенном на инновациях
Задания для самостоятельной работы
Литература

Приложения

Приложение к главе 2 "Стратегический менеджмент"
Приложение 2.1. Основные разделы бизнес-плана и их содержание
Приложение 2.2. Дельфийский опрос

Приложение к главе 4 "Персонал"
Приложение 4.1.
Приложение 4.2. Подготовительная анкета для начальника
Приложение 4.3. Подготовительная анкета для сотрудников
Приложение 4.4. Протокол результатов
Приложение 4.5. Характеристика способностей, по которым определяются деловые и личностные качества при составлении профиля сотрудника
Приложение 4.6. Автобиография
Приложение 4.7. Мотивационный запрос
Приложение 4.8. Рекомендательное письмо
Приложение 4.9. Аттестация