Эксоцман
на главную поиск contacts

Курс читается в Государственном университете - Высшей школе экономики. Его основную цель можно сформулировать следующим образом: формирование у студентов навыков использования современных, применяемых в практической деятельности методов разработки и принятия различного рода управленческих решений на уровне предприятия, а также умения самостоятельно создавать и адаптировать подобные методы к конкретным условиям.


Наверняка, воспринять такую «заформализованную» формулировку достаточно сложно, однако постараемся выделить в ней основные, ключевые слова и понять, что за ней скрывается.

Первое ключевое слово - «навыки». Соответственно, целью курса является не столько предоставление определенного объема информации или передача суммы знаний (хотя без них последующее, конечно, невозможно), сколько развитие умения их использовать. Следствиями приоритетности навыков становятся следующие моменты. Во-первых, курс, возможно, относительно мало информативен. Это отнюдь не означает, что предмет «Разработка управленческих решений» прост для освоения. Так, выслушать балетмейстера и теоретически понять технику исполнения фуэте значительно проще, чем научиться делать их самостоятельно. Вторым следствием нацеленности на навыки является введение большого числа разнообразных и по форме, и по содержанию практических занятий, описание которых содержится во второй части данного учебного пособия - «Практикуме по курсу «Разработка управленческих решений».

Следующим важным моментом являются слова «современные, используемые в практической деятельности фирм методы». Действительно, в курсе сделана попытка собрать самые различные методы разработки и принятия управленческих решений, от точных, требующих не только специального математического аппарата, но и большого объема информации, до относительно простых, менее требовательных к ее объему и чувствительных к качеству и, соответственно, более применимых в реальных условиях. Методы, используемые для решения одной и той же задачи управления, при изложении упорядочены по сложности (используемого математического аппарата, его точности, объема требуемой информации, требований к ней и т.д.), а следовательно, и возможности практического применения. Соответственно, читателю предоставляется возможность выбора конкретного метода в зависимости от особенностей ситуации, в частности, степени ответственности решения, размера фирмы, объема доступной информации, имеющегося времени, людских и материальных ресурсов и т.д.

В связи с практической нацеленностью курса при перечислении возможных математических методов исключены те из них, которые имеют сугубо теоретический интерес, например, относящиеся к теории принятия решений в условиях многих предпочтений и замещений . Кроме того, при изложении материала используется не логическая цепочка «экономико-математический метод - область применения», традиционная для точных дисциплин, а схема «конкретная задача управления - варианты методов ее решения».

Опыт показывает, что самый многообещающий метод, как правило, содержит множество подводных камней, выявить которые может только непосредственная эксплуатация. Так произошло во второй половине 70-х годов с оптимальным планированием, которое, несмотря на бурное развитие математического аппарата и программного обеспечения, применяется достаточно узко. Возможность практического использования подавляющей части предлагаемых в рамках курса методов проверена. Иногда такая проверка проводилась автором самостоятельно, иногда - совместно со студентами в рамках семинарских занятий или написания дипломов и магистерских диссертаций. Применимость другой части подтверждена заслуживающими доверия публикациями, содержащими не только собственно описание методов, но и детализированные технологии их использования, вплоть до возможных направлений и способов сбора информации, упоминания встретившихся во время реализации проблем, анализа последствий осуществления решений и т.д.

Существенной особенностью курса является то, что в его основе лежит большей частью не англо-, а немецкоязычная литература, характерной особенностью которой является величайшая скрупулезность и практическая нацеленность, а также отечественные разработки, в том числе и авторские.

Для большей приближенности к реальной жизни иллюстративные примеры часто создавались на основании отечественного опыта. Частично такая информация была собрана в рамках многолетних монографических обследований российских промышленных предприятий, проводившихся с участием автора в Лаборатории организационного поведения и развития ГУ - ВШЭ под руководством д.э.н., профессора Гуркова.

Самым важным фрагментом формулировки цели курса являются слова «умение самостоятельно создавать и адаптировать» методы исходя из особенностей конкретного объекта управления. Основной идеей предмета «Разработка управленческих решений» является то, что при любой степени глубины проработки и подробности изложения методов нельзя дать рецепты для всех объектов и для любых случаев жизни. Следовательно, деятельность менеджера невозможна без умения самостоятельно разрабатывать и принимать различные решения. Если окажется, что в результате освоения данной дисциплины у части аудитории разовьются творческие способности, а некоторые фрагменты процесса формирования решений станут легче за счет их частичной формализации, автор сочтет свою цель полностью выполненной.

Рассмотрим более подробно последнюю идею об обязательности присутствия творческого начала в деятельности менеджера и возможности частичной формализации процесса разработки управленческих решений.

Исходя из своеобразия поставленных целей данный курс имеет несколько отличающуюся от других дисциплин внутреннюю логику. Действительно, как правило, смежные дисциплины менеджериального цикла строятся по следующей схеме, начальные стадии которой присущи любой науке: даются основные понятия и определения, приводятся развернутые классификации анализируемых объектов и формулируются основные цели, которые могут возникнуть у менеджера.

В некоторых случаях теоретическая часть на этом заканчивается и начинается часть практико-иллюстративная, как правило, построенная на позитивных примерах. Достаточно вспомнить ставший классическим случай действительно гениального решения менеджеров фирмы «Фольксваген», новая машина которой, вопреки всем прогнозам, на рынке «не пошла». Причина заключалась в том, что дверца этого автомобиля семейного класса закрывалась со звуком, напоминающим консервную банку. После элементарного и недорогого усовершенствования все проблемы со сбытом были решены. Что и говорить, пример очень яркий, однако и в нем, и любом аналогичном нет ответа на самый важный вопрос: как можно выйти на такого типа решение? Существуют ли какие-либо методы формализации принципиально творческого процесса поиска решения?

Регулярное отсутствие ответа на этот сакраментальный вопрос «Как?» может вызвать у студентов впечатление, что на самом деле практически никаких методов разработки управленческих решений не существует, а сам менеджмент - не наука, а искусство. Следующий логический переход очевиден. Если изучаемые дисциплины ни в какой мере не являются наукой, то их можно не изучать, а каждый раз искать собственные пути.

Конечно, приведенная логика значительно утрирована. В первую очередь хотя бы потому, что менеджериальные курсы помимо дефиниций, классификаций, призывов и позитивных примеров, как правило, содержат основные теории и методы, позволяющие решить поставленные задачи. Проблема, однако, состоит в том, что приводимые рецепты, строго говоря, рецептами не являются. Если они достаточно подробны, то весьма сомнительна возможность их использования для любого хозяйственного объекта. Т.е. развернутые, детализированные методы не соответствуют принципу ситуационного подхода, поскольку не содержат способов настройки на специфику конкретного хозяйственного объекта и его окружение. Методы же, подходящие для всех объектов, неизбежно недостаточно подробно развернуты и не могут быть использованы без существенной доработки, рецепты которой также отсутствуют. Соответственно, даже при наличии общих методов решения поставленных задач, в случае, если в этих методах нет специального аппарата адаптации к особенностям отдельных объектов, менеджмент в большей мере остается не наукой, а искусством.

Огромный объем классификаций, содержащихся практически в любом курсе менеджериального цикла, а также значительное число самих классификационных признаков, по которым они проводятся, неизбежно наводит на мысль о практической неисчерпаемости всевозможных объектов, каждый из которых требует индивидуального подхода при разработке управленческих решений. Соответственно, дать полный перечень рецептов для их формирования явно невозможно. Напрашивается идея, которую по аналогии с понятием «метаязыка» можно назвать «метарецепт» - рецепт формирования рецептов. Если вспомнить детский конструктор фирмы «Лего», то подобный метарецепт для каждой конкретной задачи состоит из полного перечня используемых фрагментов рецепта - «кубиков», методов подбора из них элементов, наиболее соответствующих специфике анализируемого объекта, и правил «сборки».

Такой метод разработки управленческих решений, основанный на принципах гибкого моделирования, представляется идеальным, но, как любой идеальный подход, реализован, во всяком случае в полном объеме, быть не может. Поэтому, как правило, приводимые в данном курсе перечни «кубиков», из которых может быть «набран» метод разработки решения, являются открытыми, вместо точных правил их выбора даются некоторые рекомендации, разумные соображения или только достоинства и недостатки каждого из вариантов. Однако опыт показывает, что даже такого усеченного варианта оказывается достаточно для того, чтобы отчасти вывести процесс разработки решений из области искусства в область науки.

Подобное, лишь частичное выполнение взятых на себя обязательств отнюдь не вызвано недобросовестностью или ленью автора. Дело в том, что менеджмент как наука еще очень молод, а его составная часть - теория разработки и принятия решений - развивается особенно медленно. Причина состоит не только в том, что найти ответы, а тем более, рецепты ответа на пресловутый вопрос "Как?" всегда очень сложно. Наверное, отсутствие на этом этапе развития управленческой мысли математического аппарата, адекватного стоящим задачам, также не является решающим. Скорее всего, одной из корневых объективных причин ограниченности разработанных к настоящему времени методов является то, что они должны быть качественно новыми, органично сочетающими количественные методы с качественными. С другой стороны, это требует от их создателей глубоких теоретических и практических знаний, в равной степени как в области математики, так и менеджмента.

Существуют и субъективные причины отсутствия мощного аппарата разработки управленческих решений. Так, я с удивлением обнаружила, что во многих немецких университетах подобная дисциплина просто отсутствует. Заведующий кафедры Университета Эрланген - Нюренберг сформулировал причину этого предельно доступно. Как только новый аспирант кафедры или начинающий преподаватель разрабатывает какие-либо реально применимые методы в этой области или хотя бы становится способен творчески использовать чужие, он немедленно уходит, обменивая преподавание и занятие наукой на зарабатывание денег в качестве консультанта. Очевидно, что это не может не замедлять процесс развития данной области знаний. Кроме того, аналогичные соображения значительно уменьшают число публикаций по соответствующей тематике и снижают их глубину. Авторы, исходя из карьерных соображений, как правило, хотят "застолбить" свой метод, но сделать это так, чтобы не выдать "ноу-хау". Типичным способом являются работы-айсберги, девять десятых содержания которых от читателя скрыто, что приводит к невозможности их непосредственного использования. В связи с этим следует сразу оговорить, что рекомендуемая литература, списки которой приводятся в конце каждой главы, может быть использована, как правило, лишь для более глубокого рассмотрения какого-либо фрагмента, но не всего комплекса проблем соответствующего раздела.

Следует сделать еще одно дополнение. Хотя обычно аналогичные курсы называются «Разработка и принятие управленческих решений» или даже "Принятие управленческих решений", в данном случае основное внимание уделяется процессу их разработки. Это объясняется, во-первых, тем, что вопросы принятия управленческих решений более традиционны и просты как для изложения, так и для восприятия. Соответственно, в литературе они рассматриваются чаще и лучше . С другой стороны, у ведущих авторов все чаще прослеживается мысль о том, что эффективно работающий менеджер - не тот, кто принимает наилучшие решения, а тот, кто разрабатывает их хоть какие-то (разумеется, реализуемые) варианты.

Логика изложения курса во многом совпадает с процессом разработки и принятия решений (см. Гл.1). Первая глава по существу является вводной, в ней даются основные определения и классификации. Ее структура во многом повторяет соответствующий раздел книги Мескона М.Х. и др. "Основы менеджмента", однако, с нашей точки зрения, многие фрагменты получили существенное развитие. В первую очередь это касается состава основных организационных решений для высшего уровня управления предприятием и анализа воздействия личности на процесс их разработки и принятия.

Первые два этапа процесса разработки и принятия решений "Диагностика проблемы", завершающийся сбором релевантной информации, и "Формулировка ограничений и критериев принятия решений" логически столь связаны и в реальной ситуации требуют такого большого числа итераций, возвратов друг к другу, что строго определить их очередность не представляется возможным. В частности, разные авторы при попытке представить этот процесс в виде линейной структуры придерживаются различной последовательности изложения. Более детальное рассмотрение проблемы очередности этих двух этапов весьма напоминает другую - первичности яйца или курицы. Достаточно очевидно, что результаты фрагментов каждого из этих этапов значительно определяют ход другого. Однако, с нашей точки зрения, исходя не из логики процесса, а логики изложения, удобнее начинать с целей.

Поэтому вторая глава книги посвящена анализу целей деятельности фирмы и существующих ограничений. Важнейшими идеями этой части курса являются необходимость учета при разработке решений противоречащих друг другу интересов большого числа субъектов, наличие у каждого из них множества целей и, соответственно, неизбежность конфликтов между ними. Логическим итогом главы становятся решения по согласованию интересов и методы их формирования.

Третья глава посвящена таким методам комплексного анализа производственно-экономических ситуаций, как профиль фирмы, сильные и слабые стороны, портрет фирмы, ее потенциал и т.д. Исходя из практических целей подобная "коллекция" различных методов, собранная воедино, с нашей точки зрения, очень ценна. Однако анализ каждого из них неизбежно приводит к выводу о невозможности их непосредственного, без существенной детализации и настройки, применения в реальной ситуации. Поэтому в качестве логического обобщения даются принципы лежащего в их основе классификационного метода. Для облегчения восприятия приводятся реальные примеры его использования: определение конкурентоспособности продукции предприятия и исследование приоритетов потребителей высокотехнологичного оборудования, имеющие, впрочем, и самостоятельный интерес. В рамках самого большого и важного для курса практического занятия "Потенциал фирмы" слушателям дается опыт самостоятельной доработки схемы комплексного анализа конкретного хозяйственного объекта с помощью классификационного метода.

Четвертая глава "Неформальные (качественные) методы разработки и принятия решений" фактически объединяет такие этапы этого процесса, как "Определение альтернатив" и "Оценка альтернатив". Для формирования множества вариантов решения в практической деятельности используются такие методы, как "Мозговой штурм", "635", "Морфологический", "Метод анализа круга проблем" и др. Завершает этот логический ряд демонстрация возможности использования для построения альтернатив результатов применения классификационного метода. Для возможности выбора в конкретной ситуации определенного, наиболее подходящего метода даются не только их описания, но и достоинства и недостатки, а также проблемы и ограничения практического применения.

Затем с тех же позиций рассматриваются такие неформальные методы, как матрицы решений, их дальнейшее логическое развитие - экспертные системы, а также метод экспертных оценок и его различные варианты.

В связи с тем, что для экономических систем последний этап процесса разработки и принятия решений "Реализация и контроль за выполнением решений" в настоящее время практически полностью свободен от более или менее точных методов (в отличие от технических, для которых разработана теория автоматического регулирования), в пятой главе рассматривается близкая, но не идентичная проблема разработки решений в условиях неполной и неточной информации.

Таким образом, в рамках данного учебного пособия будет осуществлена попытка дать ответы на следующие вопросы:

  • с какими управленческими ситуациями можно встретиться и в чем состоит их принципиальное отличие друг от друга?
  • какие цели имеет смысл ставить перед собой в той или иной ситуации?
  • в чем отличия целей отдельных участников процесса разработки, принятия и реализации решений и как может быть достигнут компромисс между ними?
  • что является объективными и субъективными ограничениями разрабатываемых решений?
  • что в процессе реализации решений может помешать им или ухудшить запланированные результаты?
  • какая информация нужна для формирования решений и каким требованиям она должна удовлетворять?
  • в чем состоят характерные особенности конкретной ситуации, которые необходимо учесть при формировании решений?
  • в чем состоит важнейшая, корневая проблема, которую необходимо полностью ликвидировать или хотя бы частично ослабить, компенсировав вычлененные слабые стороны, возможно, за счет сильных сторон ситуации?
  • как разработать то или иное управленческое решение, какие методы могут быть для этого использованы и как выбрать из них наиболее подходящий?
  • что произойдет с объектом управления, если процесс реализации решений будет отличаться от запланированного?

Для предоставления читателю возможности проверки полученных знаний в конце каждой темы приводится список контрольных вопросов.

В заключение хочется выразить надежду, что чтение этой книги будет полезным и не столь тяжелым, как ее написание.

Ключевые слова

См. также:
Надежда Львовна Титова
[Книга]
Никлас Луман
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994.  № 5. С. 135-160. 
[Статья]
Richard Pettinger
[Книга]
Надежда Львовна Титова
[Книга]
Franklin Allen, Gary Gorton
Review of Economic Studies. 1993.  Vol. 60. No. 4. P. 813-836. 
[Статья]